1968
22 этапа за 133 ч 49 мин 42 сек
4484,5 км / 33.556 км/ч
110 на старте
63 на финише
Тур де Франс (Tour de France) 1968 года был последним, в котором принимали участие национальные команды (после того, как на предыдущем Тур де Франс организаторы решили вернуться к такому формату проведения гонки). После трагической гибели Тома Симпсона (Tom Simpson) на Тур де Франс 1967 года, организаторы сделали процедуру допинг – контроля обязательной. Правительство ясно дало понять, что если на Тур де Франс не будет введена тщательная, прозрачная и эффективная система контроля, то оно само найдет средства, чтобы проводить допинг – тесты. Начавшие было протестовать против этой идеи, гонщики и спонсоры, в конечном итоге согласились с организаторами. Победитель каждого этапа теперь должен был пройти обязательное тестирование. На Джиро д’Италия (Giro d’Italia), где подобная система уже работала, разразилась череда допинговых скандалов. Дисквалификации были подвергнуты многие известные гонщики. С этого момента начнется непрекращающаяся и печально известная «игра» гонщиков и антидопинговых служб.
Помимо этого, гонщики теперь могли получать бачки с водой из «техничек» своих команд. Спортивные медики окончательно признали, что обезвоживание не только чревато нарушением обменных процессов, но и может представлять реальную угрозу для жизни спортсменов, гоняющихся на пределе человеческих возможностей. Директор гонки, Жак Годде (Jacques Goddet), по-прежнему настаивал на том, что Тур де Франс должен быть жестким испытанием возможностей спортсменов, но в то же время он с пониманием относился и к потребностям гонщиков.
Тур де Франс остро нуждался в финансовых вливаниях. Чтобы поддержать статус многодневки, организаторы учредили новую «объединенную» классификацию, победителем которой становился гонщик, имевший лучшие суммарные результаты в трех категориях – генеральной классификации, спринтерском и горном зачетах. Победителю вновь объявленной классификации вручалась белая майка. Введение нового зачета позволило привлечь спонсоров. Также в угоду спонсорам майка очковой классификации в 1968 году сменила свой цвет с зеленого на красный.
Франция была представлена на Тур де Франс тремя командами – «A», «B» и «C». Раймон Пулидор (Raymond Poulidor), Роже Пинжон (Roger Pingeon) и экс-чемпион мира Жан Стаблински (Jean Stablinsky) входили в состав команды «Франция А». Люсьен Эмар (Lucien Aimar) и Шарли Гросскост (Charly Grosskost) вошли в команду «В». Команда «С» была укомплектована не очень сильными гонщиками, большинство из которых понимало, что они вряд ли доберутся до финиша в Париже (Paris).
Итальянская команда наряду с находящемся в зените славы Франко Битосси (Franco Bitossi), имела также в своем составе Сильвано Скиавон (Silvano Schiavon) и Итало Дзильоли (Italo Zilioli). Однако такие гранды итальянского велоспорта, как Феличе Джимонде (Felice Gimondi), Витторио Адорни (Vittorio Adorni) и Джанни Мотта (Gianni Motta) не принимали участие в Тур де Франс 1968 года.
В составе бельгийской команды «А» выступал знаменитый Херман Ван Шпрингель (Herman Van Springel). Вторая команда Бельгии имела в своих рядах действующего обладателя рекорда в часовой гонке, Фердинанд Браке (Ferdinand Bracke). Эдди Меркс (Eddy Merckx), победитель Джиро д’Италия 1968 года, еще не был готов к тому, чтобы принимать участие сразу в двух многодневках.
Голландец Ян Янссен (Jan Janssen) уже заявил о себе в полный голос, как о хорошем многодневщике, заняв второе место в 1966 году и выиграв зеленую майку в 1964, 1965 и 1967 годах. Кроме того, в 1964 году он стал чемпионом мира. Его талант гонщика был многогранным. Франко Битосси говорил о нем, как об артисте, которому подвластно все в «театре велоспорта».
Гросскост выиграл пролог в Виттеле (Vittel), но все основыне фавориты уступили ему считанные секунды. Одержав победу и на втором этапе, он все-таки расстался с желтой майкой после командной разделки, уступив ее ван Шпрингелю. На протяжении следующих нескольких этапов лидерская майка меняла своего владельца. Перед Пиренеями ее примерил бельгиец Жорж Ванденберге (Georges Vandenberghe). Голландская команда в преддверии горных этапов не досчиталась нескольких гонщиков. Но если здесь речь шла об усталости, то вот француз Жозе Самин (Jose Samyn) покинул гонку из-за того, что его допинг – проба, взятая после 8-го этапа, дала положительный результат. Это был первый случай в истории Тур де Франс, когда гонщик был уличен в применении запрещенного препарата после тестирования.
Двенадцатый этап, включавший Коль д’Обиск (Col d’Aubisque) и Коль дю Турмале (Col du Tourmalet), стал первым настоящим испытанием. Многие полагали, что в горах Ванденберге растеряет свое преимущество, однако, к удивлению экспертов, он прекрасно выглядел, несмотря на ненастную погоду, и финишировав вместе с Пинжоном, Битосси и Янссеном, сохранил лидерство. Эта группа проиграла на финише этапа Пулидору и Браке около двух с половиной минут. Янссен, потеряв на этом этапе трех своих партнеров по команде, и оставшись всего с тремя грегари, был на грани истощения. Некоторые итальянские гонщики говорили, что Янссен умирает. Голландцу передали их слова… Он решил доказать, что его рано похоронили. Янссен собирался вернуться в гонку.
На 15-м этапе случилось то, что уже много раз происходило на Большой петле – амбиции французских гонщиков взяли верх над общекомандными интересами. На этот раз «отличился» Пинжон. На 193-м километре маршрута он «взорвал» группу. Ко всему прочему мотоциклист, следовавший за основной группой, неудачно маневрируя, сбил Пулидора. С разбитым лицом и сломанным носом, он все же сумел добраться до финиша, проиграв 1 минуту и 5 секунд основным фаворитам и более 4 минут Пинжону.
Ванденберге расстался с желтой майкой на следующем этапе. Эмар атаковал в тот момент, когда Пинжон остановился, чтобы взять бачок с водой. Затем вперед пошел Битосси вместе с гонщиком из немецкой команды. Итальянец взял этап, а Янссен, ван Шпрингель и Браке пришли к финишу почти с двухминутным отставанием. Пинжон, финишировавший вместе с Пулидором в 9 минутах от победителя этапа, потерял практически все шансы выиграть Тур де Франс. Жан Стаблински стал вторым гонщиком, не прошедшим допинг-контроль, и покинул многодневку.
После 18-го этапа (проходившего от Массифа Централь (Massif Central) до Альп), победу на котором одержал внезапно «воскресший» Пинжон, положение в генеральной классификации гонки было очень плотным – 8 гонщиков находились в пределах 2 минут от нового обладателя желтой майки, испанца Грегорио Сан Мигеля (Gregorio San Miguel). Сан Мигель отдал майку лидера уже на следующий день ван Шпрингелю. Перед началом 19-го этапа, включавшего четыре сложных перевала, Янссен сказал себе: «Сегодня, или никогда». Он решил, что если сможет удержаться рядом с ван Шпрингелем, то обеспечит себе неплохую позицию для атаки перед финальной разделкой. Все так и случилось – голландец финишировал в 4 секундах позади ван Шпрингеля.
Перед заключительной гонкой с раздельным стартом ситуация в общем зачете выглядела следующим образом:
1. Херман Ван Шпрингель
2. Грегорио Сан Мигель + 12 секунд
3. Ян Янссен + 16 секунд
4. Франко Биттоси + 58 секунды
5. Андрес Гандариас + 1 минута 15 секунд
6. Люсьен Эмар + 1 минута 38 секунд
7. Фердинанд Браке + 1 минута 56 секунды
8. Рольф Вольфшоль + 2 минуты 12 секунд
9. Роже Пинжон + 2 минуты 28 секунд
10. Антонио Гомес дель Морал + 3 минуты 38 секунды.
Предсказать, кто станет победителем Тур де Франс, было абсолютно невозможно.
В тот день стояла ветреная погода. Ван Шпрингель, начав мощно, «встал» на последних 12 километрах. Янссен, напротив, прошел всю разделку ровно, и даже сумел добавить на заключительных километрах дистанции. Битосси стартовал перед Янссеном. Позже он рассказывал: «Каждый раз, когда я стартую в разделке, всегда кто-то из главных фаворитов уходит сразу вслед за мной. На этот раз после меня стартовал Янссен. Когда он прошел меня, он был настолько быстр, что я подумал, уж не Меркс ли это? Он просто летел!».
Ян Янссен выиграл Тур де Франс с преимуществом всего в 38 секунд. Он стал первым голландским гонщиком, одержавшим победу в Большой петле. Результаты Тур де Франс 1968 года оказались самыми плотными за всю историю проведения многодневки. И оставались таковыми до 1989 года, когда Грега Лемонда (Greg Lemond) и Лорана Финьона (Laurent Fignon) разделили на финише гонки лишь 8 секунд. Победителем горной классификации стал Аурелио Гонсалес (Aurelio Gonzalez). Первое место в очковой классификации занял Франко Битосси. Он же выиграл «объединенную» классификацию.
ЭТАП 1a : 27 июня 1968: Vittel ITT, 6.1 км
1. Grosskost Charles 08:27:17
ЭТАП 1b : 27 июня 1968: Vittel — Esch sur Alzette, 189.0 км
1. Grosskost Charles 04:34:51
ЭТАП 2: 28 июня 1968: Arlon — Forest, 210.5 км
1. De Vlaeminck Eric 05:31:41
ЭТАП 3a : 29 июня 1968: Forest TTT, 22.0 км
1. Belgie 02:27:21
ЭТАП 3b : 29 июня 1968: Forest — Roubaix, 112.0 км
1. Godefroot Walter 02:37:52
ЭТАП 4: 30 июня 1968: Roubaix — Rouen, 238.0 км
1. Chappe Georges 06:23:30
ЭТАП 5a : 1 июля 1968: Rouen — Bagnoles de l’Orne, 165.0 км
1. Desvages Andre 04:50:07
ЭТАП 5b : 1 июля 1968: Bagnoles de l’Orne — Dinard, 154.5 км
1. Dumont Jean 04:32:21
ЭТАП 6: 2 июля 1968: Dinard — Lorient, 188.0 км
1. Gonzalez Puente Aurelio 04:40:34
ЭТАП 7: 3 июля 1968: Lorient — Nantes, 190.0 км
1. Bitossi Franco 04:58:23
ЭТАП 8: 4 июля 1968: Nantes — Royan, 223.0 км
1. Van Ryckeghem Daniel 05:25:26
ЭТАП 9: 5 июля 1968: Royan — Bordeaux, 137.5 км
1. Godefroot Walter 03:19:16
ЭТАП 10: 6 июля 1968: Bordeaux — Bayonne, 202.5 км
1. Bellone Gilbert 05:23:39
ЭТАП 11: 7 июля 1968: Bayonne — Pau, 183.5 км
1. Van Ryckeghem Daniel 05:28:47
ЭТАП 12: 8 июля 1968: Pau — Saint Gaudens, 226.5 км
1. Pintens Georges 07:33:34
ЭТАП 13: 9 июля 1968: Saint Gaudens — Seo de Urgel, 208.5 км
1. Van Springel Herman 06:59:55
ЭТАП 14: 10 июля 1968: Seo de Urgel — Perpignan/Canet-Plage, 231.5 км
1. Janssen Jan 07:28:43
ЭТАП 15: 11 июля 1968: Font Romeu — Albi, 250.5 км
1. Pingeon Roger 06:20:36
ЭТАП 16: 12 июля 1968: Albi — Aurillac, 199.0 км
1. Bitossi Franco 05:39:09
ЭТАП 17: 13 июля 1968: Aurillac — Saint Etienne, 236.5 км
1. Genet Jean-Pierre 07:02:33
ЭТАП 18: 14 июля 1968: Saint Etienne — Grenoble, 235.0 км
1. Pingeon Roger 07:47:13
ЭТАП 19: 15 июля 1968: Grenoble — Sallanches/Cordon, 200.0 км
1. Hoban Barry 07:06:23
ЭТАП 20: 16 июля 1968: Sallanches — Besancon, 242.5 км
1. Huysmans Jozef 06:56:02
ЭТАП 21: 17 июля 1968: Besancon — Auxerre, 242.0 км
1. Leman Eric 06:50:42
ЭТАП 22a : 21 июля 1968: Auxerre — Melun, 136.0 км
1. Izier Maurice 03:43:56
ЭТАП 22b : 21 июля 1968: Melun — Paris/La Cipale ITT, 55.2 км
1. Janssen Jan 01:20:09
ФИНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
1. Janssen Jan 133:49:42
2. Van Springel Herman 00:00:38
3. Bracke Ferdinand 00:03:03
Страницы истории велоспорта: Тур де Франс (Tour de France)
|
||||||||||||||
1903 | 1904 | 1905 | 1906 | 1907 | 1908 | 1909 | 1910 | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 | 1919 | 1920 | 1921 |
1922 | 1923 | 1924 | 1925 | 1926 | 1927 | 1928 | 1929 | 1930 | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 |
1937 | 1938 | 1939 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 |
1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 |
1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 |
1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | 2031 | 2032 | 2033 |