Арбитражный суд обязал АО «Алтайвагон» выплатить 36,3 млн рублей «Уралвагонзаводу» за нарушение патентных прав – алтайское предприятие больше года без какого-либо лицензионного договора использовало запатентованную конструкцию тележки в производстве своей продукции. При этом эти действия суд в итоге не счел грубым нарушением прав истца.
Упомянутый иск АО «НПК «Уралвагонзавод» подало в октябре 2019 года. Как следует из документов, опубликованных на сайте арбитража, заявитель полагал, что алтайское предприятие должно заплатить ему крупную сумму за нарушение патента на тележку железнодорожного вагона, правообладателем которого является заявитель. На протяжении всего судебного разбирательства требования менялись. Финансовые претензии к «Алтайвагону» сначала исчислялись 38,2 млн рублей, а в конце процесса — 138,4 млн рублей. Кроме того, на определенном этапе «Уралвагонзавод» требовал обязать ответчика прекратить использование запатентованного изобретения, но позже отказался от этого условия.
Суд установил, что патент на тележку железнодорожного вагона действовал с 2001 года по январь 2021 года. Дважды по требованию Роспатента он аннулировался, но восстанавливался «Уралвагонзаводом» в суде. Дважды «Алтайвагон» заключал с истцом лицензионные договоры на использование данной конструкции: сначала с 2010 года по 2012 год, а затем с 2015 по 2016 год. В 2016-2018 годах алтайское предприятие неоднократно обращалось к истцу с просьбой заключить еще одно соглашение, чтобы иметь возможность реализовывать свою продукцию, отмечая, что дела на производстве совсем плохи. Однако новый договор так и не подписали. Суд не исключает, что это произошло из-за очередного аннулирования патента. Когда он был восстановлен, то ни одна из сторон не поставила вопрос о возобновлении договорных отношений.
Таким образом, мая 2018 года по февраль 2019 года «Алтайвагон» произвел 4767 вагонов с такой тележкой без каких-либо документов, разрешающих использовать запатентованное изобретение. Представители предприятия настаивали, что задействовали в это время иные источники для проектирования полувагонов на основании договоров с ОАО «РЖД». Однако суд счел, что это не освобождало предприятие от необходимости урегулировать вопросы с патентообладателем. Однако, поскольку переписка за 2016-2018 годы указывала, что истец знал об использовании патента ответчиком, но не предпринял никаких действий, чтобы урегулировать ситуацию, суд посчитал, что действия «Алтайвагона» не стоит трактовать как грубое нарушение прав истца.
С алтайского предприятия все же решили взыскать двукратную сумму, на которую обычно заключается лицензионный договор. Эксперты разошлись в оценках справедливой цифры. Их оценки разнились от 17 млн до 69 млн рублей. Ни одно из значений суд не удовлетворило, и он рассчитал стоимость самостоятельно на основе методики из договора от 2015 года. Цена таким образом составила 18,2 млн рублей. Итоговый размер компенсации составил 36,3 млн рублей.
Отметим, что это не единственный иск к «Алтайвагону», связанный с использованием запатентованных конструкций. Помимо «Уралвагонзавода» свои требования уже заявили в компании «Рейл 1520 Ай Пи Лтд» (состоит в группе компаний с АО «Тихвинский вагоностроительный завод»). Они требуют взыскать с «Алтайвагона» убытки в размере 800 млн рублей в связи с неправомерным использованием интеллектуальной собственности. Судя по данным из интернет-справочников, речь идет о патенте на полезную модель грузового железнодорожного полувагона. Кроме того, АО «Рузаевский завод химического машиностроения» требует с «Алтайвагона» 178,5 млн рублей за нарушение исключительных прав на полезную вещь, охраняемую патентом. Судя по интернет-справочникам, речь идет о железнодорожной раме вагона-платформы. По обоим искам сейчас проходят экспертизы.
Напомним, что зампред правительства Алтайского края Виталий Снесарь в конце 2020 года обратился к председателю Арбитражного суда региона Борису Долгалеву в связи с двумя из трех упомянутых исков. Чиновники, судя по обращению Снесаря, полагали, что «Алтайвагон» ничего не нарушил.
Нельзя не отметить, что в последнее время дела на алтайском предприятии идут не лучшим образом. Весной 2020 года стало известно, что «Алтайвагон» собирается сократить 1,2 тысячи сотрудников (включая филиалы). В итоге поднялась волна социального возмущения, и от этих планов было решено отказаться. При этом 30 декабря 2020 года врио министра экономического развития Алтайского края Анатолий Нагорнов в ходе пресс-конференции говорил о том, что из-за сложной ситуации на рынке «Алтайвагон» так и не вышел на необходимые темпы производства и поставок. В начале 2021 года сообщалось об улучшении ситуации с заказами.