Тадей Погачар завершил вторую неделю Джиро д’Италия-2024 победой на 15-м, королевском горном этапе с набором высоты 5400 м. Это четвёртый выигранный 25-летним словенским гонщиком команды UAE Team Emirates этап этой Джиро, и третий, в котором он одержал победу в розовой майке лидера. На этот раз Тадей Погачар атаковал в одиночку за 15 км до финиша, быстро создал просвет, догнал и прошёл остававшихся впереди гонщиков отрыва дня. Последним из них был Наиро Кинтана (Movistar), которого Погачар проехал за 2 км до финиша. Перед началом третьей недели Джиро д’Италия-2024 Тадей Погачар довёл своё преимущество в генеральной классификации до 6 минут 41 секунды над ближайшим соперником Герантом Томасом (INEOS Grenadiers).
Photo screen (c) Eurosport
Ход 15 этапа Джиро д’Италия-2024
После небольшой остановки на километре 0 этап стартовал с атаки группы гонщиков, в том числе трёх гонщиков команды Groupama-FDJ Лауренса Пити, Льюиса Аски и Оливье Ле Гака, двух гонщиков команды Astana Qazaqstan чемпиона Италии Симоне Веласко и Давиде Баллерини, Калеба Юэна (Jayco AlUla). Но атаки из пелотона продолжались, когда у первой группы было около 20 секунд преимущества через 4 км после старта. Когда отрыв набрал 40 секунд, из пелотона атаковал Андреа Пикколо (EF Education EasyPost). Через 14 км преимущество отрыва, в который отобрались 12 гонщиков, выросло до 2 с половиной минут. Помимо вышеперечисленных в отрыве уехали Тобиас Байер (Alpecin-Deceuninck), Харрисон Вуд (Cofidis), Лилиан Кальмежан (Intermarché — Wanty), Берт Ван Лерберг (Soudal Quick Step), Давиде Баис (Polti Kometa) и Алессандро Тонелли (VF Group — Bardiani CSF — Faizanè).
А пелотон возглавила команда Cofidis, чей гонщик Симон Гешке вышел на старт в синей майке лучшего горного гонщика, так как шёл вторым в этой классификации после Тадея Погачара.
Андреа Пикколо не смог переложиться в отрыв и вернулся в пелотон через 11 км, отрыв через 25 км после старта опережал пелотон на 3 с половиной минуты.
На первом категорийном подъёме дня Лодрино за 189 км до финиша атаковал Симон Гешке (Cofidis), с ним поехал Эван Костю (Ewen Costiou/Arkéa — B&B Hotels). За 4 км до вершины подъёма 3-й категории у первого отрыва было 2:23 преимущества, а за Гешке и Костю потянулась большая группа следующих желающих присоединиться к отрыву дня, в том числе Тобиас Фосс (INEOS Grenadiers), Джефферсон Сепеда (EF Education EasyPost), Хуан Педро Лопес и Амануэль Гебрейгзабьер (Lidl-Trek), Алессандро Де Марки (Jayco AlUla), Аттила Вальтер (Visma Lease a Bike), Кристиан Скарони (Astana Qazaqstan), которые добрали Гешке и Костю за 2,5 км до вершины. Затем подъехали и другие гонщики, и во второй группе отрыва, уехавшей от пелотона на 50 секунд за 185 км до финиша, оказалось около 30 гонщиков.
Имея 2 минуты в запасе над большой группой преследователей, отрыв разыграл первую горную премию на вершине Лодрино, где Лауренс Пити (Groupama-FDJ) перехватил горную премию у Лилиана Кальмежана.
Пелотон держался на трёхминутном просвете относительно первого отрыва, ситуацию контролировала команда UAE Team Emirates.
За 174 км до финиша, в начале восхождения ко второй вершине дня — Колле-Сан-Дзено, из второй группы атаковали Жулиан Алафилипп (Soudal Quick Step) и Амануэль Гебрейгзабьер (Lidl-Trek), но им не удалось переложиться к первой группе, и они вернулись во второй многочисленный отрыв, который к этому моменту вырос до 50 гонщиков.
По мере восхождения в подъём 2-й категории Колле ди Сан Дзено (Colle di San Zeno, 503 — 1418 м, протяжённость 13,9 км, набор высоты 915 м, средний градиент 6,6%, максимальный градиент 14%) из первого отрыва начали выпадать гонщики. Из второй группы отрыва за 7 км до вершины атаковали Скарони и Баис, но вскоре Скарони поехал в одиночку.
Пелотон всё так же контролировал ситуацию и не отпускал отрыв дальше трёх минут.
За 162 км до финиша к Скарони переложились Давиде Пиганцоли (Polti Kometa) и Джулио Пеллиццари (VF Group — Bardiani CSF — Faizanè), за 4 км до вершины они были в 22 секундах от первого отрыва и в полуминуте от большой группы отрыва. Пелотон держался в 3:40.
Но к вершине вторая группа отрыва добрала первую. Симон Гешке атаковал в борьбе за очки на вершине, но проиграл Кристиану Скарони.
После прохождения первой вершины дня в отрыве дня стало около 50 гонщиков, а пелотон находился в четырёх минутах.
На спуске с Колле-Сан-Дзено атаковали и создали просвет шесть гонщиков — два гонщика Astana Qazaqstan Давиде Баллерини и Кристиан Скарони, два гонщика VF Group — Bardiani CSF — Faizanè Алессандро Тонелли и Джулио Пеллиццари, а также Харрисон Вуд (Cofidis) и Тобиас Байер (Alpecin-Deceuninck), которые к окончанию спуска опережали группу отрыва на 1:10. Пелотон в это время был примерно в пяти с половиной минутах.
В многочисленном отрыве дня было представлено 18 команд. Больше всех гонщиков (по 4) отобрались в отрыв из команд VF Group — Bardiani CSF — Faizanè и Movistar (Пелайо Санчес, Наиро Кинтана, Лоренцо Милези, Уилл Барта).
Жулиан Алафилипп, получивший прокол на спуске с Колле ди Сан-Дзено, за 114 км до финиша поменял велосипед и вернулся во вторую многочисленную группу отрыва.
За 133 км до финиша после спуска шестеро гонщиков первого отрыва опережали вторую группу на полторы минуты, а пелотон находился в пределах пяти минут.
За 112 км до финиша у первого отрыва было 2 минуты преимущества над второй многочисленной группой, пелотон, возглавляемый UAE Team Emirates, держался в пределах четырёх с половиной минут. Лидеру команды Bora-hansgrohe Дани Мартинесу на отрезке между подъёмами пришлось дважды менять велосипед.
Во время восхождения на Мортироло (1-й категории Мортироло (Passo del Mortirolo, 892 — 1854 м, протяжённость 12,6 км, набор высоты 962 м, средний градиент 7,6%, максимальный градиент 16%) первые шесть гонщиков отрыва начали терять преимущество, которое за 2 км до вершины сократилось до 51 секунды от второй группы, а пелотон находился в 4:41.
За 7,1 км до вершины Мортироло впереди остались два лидера — Кристиан Скарони и Джулио Пеллиццари. Пелотон находился в пяти минутах, а второй отрыв — в полуминуте.
За 71 км до финиша, за 3,5 км до вершины Мортироло из второй группы атаковал Симон Гешке, за которым поехала группа из 16 гонщиков, в то время как Скарони и Пеллиццари продолжали лидировать в минуте от второй группы.
За 69 км до финиша из второй группы атаковал Никола Кончи (Alpecin Deceuninck), который за 500 м до вершины Мортироло добрал дуэт лидеров и атаковал перед вершиной. Но Кристиан Скарони забрал горную премию на вершине Мортироло. В это время пелотон находился в четырёх с половиной минут от лидеров, группа второго отрыва — в полуминуте.
На спуске с Мортироло лидеров Кончи, Скарони и Пеллиццари догнали Давиде Пиганцоли (Polti Kometa), Наиро Кинтана (Movistar) и Майкл Сторер (Tudor).
После спуска с Мортироло беглецов догнала и вторая группа отрыва, таким образом, лидирующая группа выросла до 17 гонщиков, в то время как пелотон находился на 4:45.
За 42,8 км до финиша из отрыва атаковал Джонатан Нарваэс (INEOS Grenadiers), за которым поехал чемпион Италии Симоне Веласко (Astana Qazaqstan). Но их атака была нейтрализована. За 2,5 км до финального промежуточного спринта, за 31 км до финиша у отрыва оставалось 3:42 преимущества над пелотоном. За 30,4 км до финиша из отрыва атаковал Давиде Пиганцоли, за которым поехал 22-летний дебютант Гранд-тура Георг Штайнхаузер (EF Education EasyPost). Пиганцоли забрал промежуточный спринт, после чего впереди остался лишь Георг Штайнхаузер.
За 21 км до финиша из просеявшейся второй группы атаковал Аттила Вальтер (Visma Lease a Bike). За 19,7 км до финиша в группе, преследовавшей Штайнхаузера, остались Никола Кончи, Симон Гешке, Наиро Кинтана, Майкл Сторер, Лука Ковилли и Давиде Пиганцоли. Джонатан Нарваэс выпал за 20 км до финиша.
Майкл Сторер атаковал из второй группы за 20 км до финиша, Наиро Кинтана отреагировал и сел ему на колесо. За 19 км до финиша они добрали Аттилу Вальтера. В это время Георга Штайнхаузера был от них в 15 секундах впереди. За 17,2 км до финиша вторая группа добрала Сторера и Кинтану, но Наиро Кинтана атаковал в одиночку.
За 8 км до вершины Пассо-ди-Фосканьо Кинтана удерживал просвет в 10 секунд над группой преследователей, в которой осталось шесть гонщиков, а лидер, Георг Штайнхаузер был в полуминуте от Кинтаны. За 14 км до финиша Штайнхаузер уже был в пределах видимости колумбийского гонщика.
Атака Тадея Погачара на 15-м этапе Джиро д’Италия-2024
В этот момент пелотон просеялся до примерно 15 гонщиков, а от команды UAE Team Emirates в голове пелотона остались только Рафал Майка и Тадей Погачар.
Когда Рафал Майка завершил последнюю протяжку, Тадей Погачар (UAE Team Emirates) атаковал с его колеса за 15 км до финиша. Лишь занимающий третье место в общем зачёте Дани Мартинес (Bora-hansgrohe), у которого в группе не осталось помощников, попытался сесть на колесо Погачара, но просвет не закрыл.
За 13 км до финиша и за 4,1 км до предпоследней вершины дня Пассо-ди-Фосканьо Наиро Кинтана догнал Георга Штайнхаузера.
Пелотон, преследующий Тадея Погачара, возглавил Валентан Паре-Пантр, на колесе которого был капитан Decathlon AG2R La Mondiale Бен О’Коннор, а Дани Мартинес вернулся в группу генеральщиков.
За 3,5 км до вершины Погачар проехал вторую группу отрыва, из которой за словенским гонщиком попробовал удержаться Аттила Вальтер, но ему удалось просидеть на колесе обладателя розовой майки лишь несколько сотен метров.
В это время впереди Наиро Кинтана сбросил Георга Штайнхаузера.
Из группы генеральщиков за 12 км до финиша и за 1,5 км до вершины Пассо-ди-Фосканьо в одиночку атаковал Роман Барде (dsm-firmenich PostNL).
За 9,5 км до финиша Тадей Погачар догнал и прошёл Георга Штайнхаузера. Наиро Кинтана первым преодолел вершину Пассо-ди-Фосканьо, в то время как Тадей Погачар приблизился к нему и находился в 40 секундах. За 2 км до финиша Тадей Погачар догнал Наиро Кинтану. Колумбийский гонщик не смог сесть на колесо лидеру общего зачёта.
Наиро Кинтана финишировал через полминуты после Тадея Погачара. 22-летний немецкий гонщик команды EF Education EasyPost Георг Штайнхайзер финишировал третьим, через 2:32 после победителя, после 176 км в отрыве, и впервые в карьере стал призёром этапа Гранд-тура.
Для 34-летнего колумбийского гонщика команды Movistar Наиро Кинтаны это призовое место стало первым после его подиума на Чемпионате Колумбии в 2023 году. А на Джиро д’Италия в последний раз в топ-3 он вошёл на этапе до Бормио в 2017 году.
Сходы на 15-м этапе Джиро д’Италия-2024
На старт из-за болезни не вышел 25-летний казахстанский гонщик Вадим Пронский (Astana Qazaqstan). Во время этапа сошёл 25-летний французский гонщик команды Groupama-FDJ Клеман Дави (Clément Davy).
Происшествия во время 15 этапа Джиро д’Италия-2024
В отрыве гонщик команды Polti Kometa неудачно выбросил бачок, который попал в ехавшего по правому краю Наиро Кинтану (Movistar), который не пострадал.
Изменения в классификациях после 15 этапа Джиро д’Италия-2024
Тадей Погачар (UAE Team Emirates) упрочил своё положение в общем зачёте, и после 15 этапа опережает ближайших соперников Геранта Томаса (INEOS Grenadiers) на 6:41, Дани Мартинеса (Bora-hansgrohe) на 6:56.
Обострилась борьба в классификации лучшего горного гонщика, где продолжает лидировать Тадей Погачар, но гонщиков за ним разделяют считанные очки.
Симон Гешке (Cofidis) удержал вторую позицию в этой классификации с 78 очками, но Наиро Кинтана (Movistar) теперь проигрывает ему 13 очков, Кристиан Скарони (Astana Qazaqstan) — 14 очков. Скарони улучшил свою позицию, выиграв у Гешке горную премию на вершине подъёма 2-й категории Колле-Сан-Дзено, а затем взяв максимум очков, пройдя первым вершину подъёма 1-й категории Мортироло, где Гешке был лишь 4-м.
В очковой классификации продолжает лидировать Джонатан Милан (Lidl-Trek). Антонио Тибери (Bahrain Victorious) сохранил белую майку лучшего молодого гонщика.
Острая борьба идёт за первое место за звание лучшей команды между INEOS Grenadiers, лидирующими в этой классификации, и командой Decathlon AG2R La Mondiale, уступающих лишь 14 секунд. Команда лидера общего зачёта Тадея Погачара — UAE Team Emirates занимает в командной классификации третье место, уступая INEOS 27 минут 40 секунд.