Соответствующий законопроект начали разрабатывать в Госдуме.
К лету в России могут отменить взимание платы с транспортных компаний в системе «Платон». Ее ввели в 2015 году для грузовиков массой свыше 12 тонн, которые ездят по федеральным трассам. Отменить плату в системе решили из-за санкционного давления и роста расходов перевозчиков.
Рассмотреть закон об отмене взимания платы в госсистеме «Платон» Госдума может летом. Законопроект на рассмотрение внесла группа депутатов партии «Справедливая Россия — За правду». Готовить документ будет думский комитет по бюджету и налогам. Замечания и предложения принимаются к нему до 18 мая, а на первое чтение его могут вынести уже к июню.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отмена платежей необходима в условиях санкционного давления. Из-за «Платона» российские транспортные компании стали нести повышенные расходы, что сказывается на росте цен.
В 2015 году дальнобойщики устраивали акции против «Платона».
«Снижение издержек перевозчиков облегчит сохранение и возобновление логистических цепочек, что позволит российской экономике быстрее оправиться от санкционного давления и разрыва международных хозяйственных связей. Отмена системы по взиманию платы за проезд большегрузных автомобилей «Платон», в первую очередь, снизит издержки на транспортировку продуктов питания, а значит, будет способствовать сдерживанию роста цен на продовольствие и облегчит его поставки в российские регионы», — говорится в пояснительной записке.
По задумке авторов законопроекта, отмена платежей в системе «Платон» должна снизить нагрузку на доходы россиян. Как отмечает «Интерфакс», ранее взимание платежей в системе «Платон» предлагали отменить в правительстве на полгода в качестве одной из мер по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций.
До этого приостановку платежей в «Платоне» требовала Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая обосновывала это ухудшением экономической ситуации из-за коронакризиса. Несмотря на эти требования, в Минтрансе РФ заявляли, что платежи в системе «Платон» не критично сказываются на автоперевозках.
«Нужно четко понимать, что платеж платоновский, вопросы по транспортному налогу — они для потенциала перевозок решающего значения не имеют. То есть, они на перевозку критическим образом не влияют. У тех, кто свою экономику видит четко, вопросов по какой-то там отмене не возникает», — отмечал тогдашний министр транспорта Евгений Дитрих.
После начала спецоперации и антироссийских санкций АСМАП попросила ввести в стране двухлетний мораторий на платежи по «Платону».
Напомним, система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам РФ была запущена в 2015 году. Тариф за проезд по трассам регулируется государством и подлежит ежегодной индексации. Оплачивается каждый километр, пройденный грузовиком по федеральным автодорогам. Собранные средства идут в дорожный фонд. Они компенсируют вред, причиняемый фурами автомобильным трассам, а также их направляют на строительство и ремонт федеральных дорог.
После введения системы по стране прокатились акции дальнобойщиков против «Платона». Водители были недовольны повышением затрат на перевозки. Президент Владимир Путин тогда объяснял необходимость внедрения системы «Платон» улучшением состояния федеральных трасс. По словам главы государства, все собранные «Платоном» средства до копейки идут на ремонт дорог.
В 2017 году Минтранс РФ обещал, что тариф в «Платоне» вырастет вдвое и будет равен 3,06 рубля за километр вместо действующих 1,53 рубля. По мнению Соколова, система себя полностью оправдала и нужно двигаться дальше. Встречаться с автоперевозчиками пришлось тогдашнему премьер-министру Дмитрию Медведеву. После этого тариф подняли до 1,91 рубля за километр вместо 3,06 рубля, как предполагалось ранее.