В Ростове, где от недостатка кислорода в 2020 году погибли 11 человек, власти продают станцию по его производству

Купленное за 18 млн рублей оборудование отдают в 10 раз дешевле.

Летом 2021 года руководство Ростовского перинатального центра выставило на торги оборудование по производству кислорода, сообщает «Блокнот Ростов». Согласно документам за подписью главного врача ПЦ Максима Уманского сбыть кислородную систему пытались за 1,8 млн рублей (покупалась она за 18 миллионов — в 10 раз дороже).

Торги должны были пройти еще в конце июня, однако не состоялись, так как не нашлось желающих.

Все это происходит на фоне «третьей волны» коронавируса, бушующей в регионе. Так, на одном из заседаний оперштаба по борьбе с коронавирусом министр здравоохранения Ростовской области Юрий Кобзев посетовал, что краснодарский поставщик кислорода «КубаньТехГаз» уклоняется от новых контрактов на поставку жизненно необходимого газа в ковидные госпитали региона.

В Ростове, где от недостатка кислорода в 2020 году погибли 11 человек, власти продают станцию по его производствуПеринатальный центр. Фото: 2gis.ru

– Да, у нас есть определенные опасения. Мы решаем проблемы в оперативном порядке с Минпромторгом. Один из поставщиков, который находится в Краснодарском крае, в настоящий момент отказывается от исполнения контрактов. Но это пока что не коснулось территории Ростовской области. Сегодня он подписал увлечение закупки на 10% от заключенных контрактов, о чем его попросили медучреждения. Но пока что не подтверждает выходы на новые контракты. Мы будем постоянно вас информировать, чтобы не допустить срыва поставок кислорода, — заявил Кобзев.

Позже кубанские власти сообщили, что поставщик принял решение переориентировать поставки на Краснодарский край, где ситуация с коронавирусом тоже стала резко ухудшаться. При этом они отметили, что даже рассматривают вариант закупки газа в Ростовской области.

Позже донские власти отметили, что проблем с кислородом в регионе возникнуть не должно. По их словам, суммарные производственные мощности составляют 65 тонн медицинского кислорода в сутки с возможным увеличением в ближайшее время до 70 тонн. 

Однако весь кислород поступает в баллонах, а станций по его производству в медицинских учреждениях региона крайне мало. Одна из таких некоторое время назад работала в Перинатальном центре Ростовской области. Построил ее бывший главврач центра Валерий Буштырев, который устал зависеть от стороннего поставщика кислорода.

– Когда строился Перинатальный центр, я говорил, что ему необходима своя станция для производства кислорода, но вместо этого к Центру протянули трубопровод от кислородной станции БСМП-2. В 90-х годах это предприятие было приватизировано и, по сути, является единственным, частным и безальтернативным поставщиком кислорода для Больницы скорой помощи, а потом и для Центра. Вначале мы платили ему около 200 тысяч рублей в месяц, а потом при приблизительно таком же расходе кислорода, нам приходилось платить и по 800 тысяч и больше. Тогда для экономии средств Перинатального центра я принял решение купить свою станцию. Губернатор, кстати, нас поддержал, деньги в бюджете нашлись. Было приобретено абсолютно законное, сертифицированное оборудование. Мы даже хотели начать продавать кислород другим больницам, но для этого пришлось бы получать лицензию на производство для сбыта сторонним организациям. Мы не стали этого делать и просто производили газ для собственных нужд, – рассказывал «Блокнот Ростов» Валерий Буштырев.

Приобретение станции обошлось примерно в 18 миллионов рублей.

До этого Перинатальный центр закупал кислород у компании «Оксиген», которая работала на базе кислородной станции БСМП-2 Ростова, расположенного в сотне метров от Перинатального центра. Видимо отказ от покупки кислорода кому-то не понравился, и вскоре Буштырев попал в немилость к бывшей министру здравоохранения региона Татьяне Быковской. Сначала его уволили, а позже Буштырев стал фигурантом уголовного дела. И все из-за той же кислородной станции.

В Ростове, где от недостатка кислорода в 2020 году погибли 11 человек, власти продают станцию по его производствуНеонатолог Валерий Буштырев

По версии следователей он, якобы, производил кислород для нужд перинатального центра, но не зарегистрировал его как лекарственное средство. Врачу и его адвокатам удалось убедить следователей, что законодательство не требует таких мер, если предприятие не торгует кислородом, а использует его для своих нужд. Следствие длилось год и в итоге было прекращено, Валерию Буштыреву следователи принесли публичные извинения.

Примечательно, что фирма «Оксиген» оказалась замешана в громком скандале, произошедшем в Ростовской области осенью 2020 года. Тогда в ковидном госпиталей на базе городской больницы №20 Ростова произошли перебои с кислородом. По разным данным, в ту роковую ночь погибло от 11 до 13 пациентов. Власти Ростова и региона назвали информацию фейком и отказались комментировать случившееся. А сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко и вовсе обвинил журналистов в нагнетании ситуации. Однако врач-реаниматолог, дежуривший в ту ночь, решил открыто рассказать о том, что произошло в ковидном госпитале. В итоге по факту гибели людей было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц.

Расследование ведется почти год, а никаких результатов неизвестно. Примечательно, что судя по релизам следственного комитета, официально подтверждено только пять смертей в ковидном госпитале. Сразу после скандала в «двадцатке» сразу две крупные чиновницы покинули свой пост. Речь идет о министре здравоохранения Татьяне Быковской и главе горздрава Ростова Надежде Левицкой.

В Ростове, где от недостатка кислорода в 2020 году погибли 11 человек, власти продают станцию по его производствуЭкс-глава Минздрава Ростовской области Татьяна Быковская

Поставщиком же газа в «двадцатку» была все та же компания «Оксиген». Вскоре после скандала и публикаций «Блокнот Ростов» она спешно разорвала все контракты и съехала с территории БСМП. Официально ее руководство происходящее так и не прокомментировало.

За время пандемии COVID-19 в российских больницах несколько раз возникали перебои с кислородом, из-за чего гибли пациенты, находящиеся на ИВЛ. В июне жертвами неисправной системы подачи кислорода стали девять человек в больнице Владикавказа.

В феврале подобный случай произошел в госпитале Одинцовского района Подмосковья, где двое человека скончались после перебоев с кислородом.

В конце 2020 года около месяца скрывало смерть 14 больных руководство больницы в Курске, где сломался газификатор. А в октябре без кислорода остался ковидный госпиталь в Старом Осколе.

Автор текста: Роман Неведров