Власти Ставрополья вырубили деревья на 78 млн рублей - полиция не увидела в этом преступления

Сотрудники Всемирного фонда дикой природы подсчитали, что прошлой зимой неизвестные вырубили 359 деревьев на природоохранной территории на КМВ. Несмотря на ущерб в 78 миллионов, нанесенный экологии Бештаугорского заказника, полиция не торопится возбуждать уголовное дело. Сотрудники российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF России) зафиксировали нелегальные вырубки на территории Бештаугорского заказника. В мониторинге участвовали природоохранные некоммерческие […]

Сотрудники Всемирного фонда дикой природы подсчитали, что прошлой зимой неизвестные вырубили 359 деревьев на природоохранной территории на КМВ. Несмотря на ущерб в 78 миллионов, нанесенный экологии Бештаугорского заказника, полиция не торопится возбуждать уголовное дело.

Сотрудники российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF России) зафиксировали нелегальные вырубки на территории Бештаугорского заказника. В мониторинге участвовали природоохранные некоммерческие организации из шести субъектов России и местные жители.

Власти Ставрополья вырубили деревья на 78 млн рублей - полиция не увидела в этом преступленияФото: WWF России

— На основе полученных данных мы рассчитали объем вырубленных деревьев и сделали предварительный расчет ущерба, — говорит старший координатор лесных проектов Представительства WWF России в экорегионе «Российский Кавказ» Елена Черкасова.

Власти Ставрополья вырубили деревья на 78 млн рублей - полиция не увидела в этом преступленияЕлена Черкасова. Фото: WWF России

— В итоге были зафиксированы 359 срубленных деревьев, из них 330 — сырорастущих, то есть не сухостой, подлежащий санзачистке. Общий объем вырубки составил 292,97 кубических метров древесины, а предварительный размер причиненного ущерба — 77 879 310 рублей. Все расчеты проведены нами в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими расчеты объемов и ущербов рубки. В частности, расчет производился с помощью программы «Аверс МДО лесосек #5» с использованием таблиц для учета лесосечного фонда основных лесообразующих пород Северного Кавказа и в соответствии с методиками, утвержденными рядом постановлений Правительства РФ, — подчеркнула она.

Недавний мониторинг, проведенный WWF России — продолжение дела защиты Бештаугорского заказника, которое Фонд стартовал еще в начале 2021 года.

Напомним, в январе в соцсетях стали появляться фото спилов здоровых деревьев вблизи горы Развалка в Бештаугорском заказнике. Местные жители забили тревогу — ведь уничтожение лесных насаждений в заповедной зоне могло быть связано со строительством скандального Кавминводского велотерренкура.

В начале февраля 2021 года представители краевой природоохранной прокуратуры, управления городского хозяйства Железноводска, сотрудники Бештаугорского лесничества, «Дирекции ООПТ» Ставропольского края, Всемирного Фонда дикой природы (WWF) а также местные жители из числа эко-активистов провели в заказнике выездную проверку. Они обнаружили на территории заказника вблизи гор Развалка и Железная более сотни срубленных деревьев. Также во время проверки им удалось остановить машину с лесорубами, которые валили и вывозили деревья, не имея никаких разрешительных документов.

Местные жители сразу заподозрили, что насаждения рубят для прокладки по этой местности будущего терренкура. Вырубка наблюдалась исключительно в тех местах, где по проекту должен пролегать маршрут велотрассы.

Однако мэр Железноводска Евгений Моисеев заявил, что никакой несанкционированной вырубки здоровых деревьев не было, происходила лишь санитарная расчистка леса после случившегося в заказнике древопада, проведенная в соответствии с требованиями закона.

Прокуратура выяснила, что утверждение чиновника о следовании букве закона далеко от действительности. Главе Железноводска вынесено представление об устранении нарушений и ответе Всемирному фонду дикой природы.

Как гласят документы, во время комиссионного обследования участков «выявлен 151 пень от сырорастущих деревьев различных пород (ясень, дуб, граб, боярышник), спиленных до степени прекращения роста, имеющих свежие следы спила, возле пяти пней деревьев обнаружены распиленные на бревна и складированные навалом стволы».

Также установлены нарушения со стороны мэрии. Зеленые насаждения не обследовали до вырубки, и официального разрешения на нее не выдавалось.

По итогам обследования территории сотрудники фонда подали обратились в прокуратуру Ставропольского края с требованием привлечь к ответственности виновников в «черной вырубке». Однако заявление было спущено «вниз» — в Железноводский отдел полиции.

Но правоохранители не нашли состава преступления в действиях «черных лесорубов», нанесших, как сейчас выяснятся, ущерб природе в размере 78 миллионов рублей. В распоряжении редакции «Блокнот Ставрополь» оказалась копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по причинам «отсутствия состава преступления» и «отсутствия вещественных доказательств».

Судя по документу, местный дознаватель Кузнецов ограничился опросом двух сотрудников управления городского хозяйства Железноводска, которые отвечали за ликвидацию пресловутого зимнего древопада — начальника управления Гаспарова, начальника отдела лесного хозяйства все того же управления Беляева — и директора «Бештаугорского лесхоза». Они не смогли пояснить, откуда на территории заказника появились пни от спиленных деревьев. Опрошенные заявили, что во время расчистки были убраны лишь обломившиеся ветви и кроны, а также стволы с вывороченными из земли корнями, рухнувшие под тяжестью наледи.

Власти Ставрополья вырубили деревья на 78 млн рублей - полиция не увидела в этом преступления

Пни спиленных неизвестно кем и неизвестно когда деревьев, как следует из ответа Железноводского дознавателя ОМВД Кузнецова, вещественными доказательствами экологического преступления не являются. И искать «черных пильщиков» полиция не намерена.

Власти Ставрополья вырубили деревья на 78 млн рублей - полиция не увидела в этом преступления

Сотрудники Фонда не согласились с полицией и уже обжаловали отказ в краевое управление МВД и прокуратуру Ставропольского края.

— Несмотря на то, что во время совместного февральского выезда в заказник прокуратура насчитала 151 твердолиственное спиленное дерево, что является косвенным признаком особо крупного ущерба, ОМВД почему-то проводил дознание в рамках ч.1 ст 260 УК РФ, а не ч.3 ст. 260 УК РФ, — недоумевает Елена Черкасова. — Дознаватель сделал вывод об отсутствии предмета преступления, возможно, даже не выезжая на место происшествия. Хотя пни от спиленных деревьев увидел бы любой человек, посетивший участок. Согласно тексту отказа в возбуждении уголовного дела, сотрудники администрации сказали, что НЕ проводили расчистку деревьев от завалов и спил деревьев на участке, который обследовала прокуратура, и что они НЕ знают кем и когда проводилась данная вырубка. Однако дознаватель на основании этих данных делает вывод об отсутствии предмета преступления. В своем письме природоохранная прокуратура сообщает, что рубка была проведена без предварительного обследования и без выдачи соответствующих разрешений. Что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 квалифицируется как «незаконная рубка». Однако этот факт дознаватель «не заметил», как «забыл» и факт того, что природоохранная прокуратура, в ходе обследования участка, выявила факт вывоза древесины, а автомобиль, на котором вывозили дерево, был изъят для дальнейшей проверки.

Сейчас WWF России направил протест по данному отказу в прокуратуру Ставропольского края и в главное управление МВД России по Ставропольскому краю, и надеется на качественное рассмотрение дела правоохранительными органами и проведение тщательного расследования по данному случаю с учётом всех обстоятельств и в соответствии с выявленным ущербом.

Напомним, в апреле в Ставрополье разгорелся еще один скандал — власти отнимают земли у сельскохозяйственного колледжа в Александровском муниципальном округе, чтобы построить буйволиную фрему. 

Автор текста: Алиса Татарова