Минтранс разработал новые правила проезда, учитывающие качество услуг, предоставляемых автомобилистам.
Новые правила вступят в силу с марта 2022 года. Они заменят прежние нормы, действовавшие с 2010 года. Планируется, что при обнаружении недостатков услуги или оказания ее не в полном объеме, пользователи российских платных дорог смогут «принимать меры, направленные на защиту прав и интересов, в соответствии с законодательством».
Буквально, этим летом руководитель сети информационных порталов «Блокнот» Олег Пахолков выступил с заявлением, касающимся большинства российских водителей. Пахолков потребовал отменить плату за проезд на участках, на которых автомобилисты вынуждены стоять в огромных пробках. Мало того, что дорога становится некомфортной, так еще и сама оплаченная услуга по возможности передвижения с повышенной скоростью и удобством людям не оказывается.
Олег Пахолков.
В данной ситуации автомобилисты платят просто ни за что. Это, как если бы человек заказал по Интернету такси в аэропорт, оплатил его, а ему бы прислали смс с указанием остановки общественного транспорта и номер автобуса, на котором он может доехать.
«В пробке три часа, за что платим бабки?», — задал риторический вопрос Олег Пахолков о ситуации на трассе М-4. По сути, он выразил эмоции миллионов водителей по всей стране.
В Минтрансе это явно услышали. Хотя и по-своему. С марта следующего года вступят новые правила использования платных участков магистралей.
Новаций несколько. Основная часть изменений связаны с применением безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow). Она позволит водителю двигаться по трассе, не останавливаясь на пункте взимания платы. Деньги будут списываться со счета автовладельца с помощью бесконтактных транспондеров. Кроме того, предусмотрен и еще один вариант: через камеру — по госномеру с банковской карты.
Новые правила должны создать условия для более быстрого проезда терминалов.
Есть в правилах и обязанность водителя при использовании транспондера размещать его «в соответствии с инструкцией оператора». Если устройство перевозится в бардачке или в другом месте, откуда не проходит сигнал, автомобилист теряет право на проезд по платной дороге с free-flow.
Вводится запрет выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или «умышленно скрытыми» номерами. А компании смогут не открывать шлагбаум перед машиной с «просроченной задолженностью» по оплате проезда, причем на любых платных дорогах.
Но, пожалуй, самое важное – это возможность наказывать рублем компании, использующие платные участки дорог, за снижение качества предоставляемых услуг. Олег Пахолков отмечал, что в споре с водителями, в ход идут аргументы о том, что задержки вызывают не терминалы оплаты, а ремонтные работы, и поэтому, мол, «мы не виноваты». Но водителям-то, по большому счету, все равно, с чем связана задержка. Есть факт того, что услуга оказана некачественно. Но при этом оплачена в полном объеме. Налицо – абсурд.
Иногда эмоции от путешествия стоят намного больше, чем любая плата на терминалах.
Правила Минтранса в первой редакции были абсолютно логичными: предполагалось, что за непредоставление услуги «Автодор» или арендатор участка должны или сократить плату за проезд, или сделать его бесплатным. Но эта инициатива встретила активное сопротивление «Автодора». И, как следствие, у чиновников министерств родился компромиссный вариант о том, что водители смогут «принимать меры, направленные на защиту прав и интересов, в соответствии с законодательством».
Это означает, что автомобилист должен оплатить услугу в полном объеме, но имеет право через суд добиться ее возврата. Надежда «Автодора» в том, что люди не захотят тратить время на тяжбы.
Но, в любом случае, само появление данного инструмента – важный шаг вперед! Во-первых, это повод для мер прокурорского реагирования по защите интересов неопределенного круга лиц.
Во-вторых, водители могут организоваться через социальные сети, и передать свои права на обращение в суд юристам общественной организации. А та уже взыщет по полной с «Автодора» существенную сумму, включая судебные издержки и моральный вред тысяч водителей.
Будет важно фиксировать на видео или фото наличие пробки и время задержки в пути.
Поэтому теперь для тех, кто окажется в пробке, будет важно постараться зафиксировать ситуацию на видео. В том числе, само время, когда движение было затруднено. И потом – сохранить чек за оказанную услугу. Если механизм наказания «Автодора» за некачественную работу вступит в силу, надо постараться им эффективно воспользоваться.
Кстати, возможность бесплатно путешествовать по трассам у водителей все-таки появится. С 2022 года правительство России запустит эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным дорогам. Это один из способов стимулировать рынок к производству электрического автотранспорта, утвержденной правительством. К 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и открыть более девяти тысяч зарядных станций.
Если массово привлечь ГК «Автодор» к ответственности за пробки, у компании появится стимул с ними бороться.
Но, к сожалению, пока водители сталкиваются только с подорожанием проезда. Госкомпания объясняет повышение цен стремлением разгрузить трассы в период пиковых нагрузок. Так, на трассе М-4 «Дон» с июня по август за сутки проезжают порядка 60 тысяч автомобилей.
При этом качество новых магистралей нередко оставляет желать лучшего. Скажем, в прошлом году в Крыму рухнула трасса на шестом этапе «Тавриды», которую в 2019-м году тестировал глава региона Сергей Аксенов, а затем торжественно открыл президент Владимир Путин. Обвалился отрезок полосы и часть обочины длинной 7,5 метров
При этом для грузовых авто движение по трассам обходится дорого вдвойне. Платить приходится не только на пунктах взимания платы, но и сотрудникам ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора и т.д. О том, что данная проблема приобрела общенациональный характер заявил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.