Российские власти планируют ввести тотальный контроль над финансами граждан
С окончанием каникул правительство России приступило к реализации плана мероприятий по сокращению теневой занятости населения на 2022-2024 годы. В числе ближайших задач – утверждение целевых показателей для регионов и внесение в Госдуму закона, который заложит правовые основы таких понятий, как «серые зарплаты», «теневая занятость» и т.д. В целом, за три года власти намерены «вывести из сумрака», как минимум, половину тех, кто имеет зарплату или доход, с которых государство не получает налоги — т.е.до 15 млн. человек.
Проект закона по юридическому определению «теневой занятости» должен быть разработан до конца 1-го полугодия 2022 года. В работе над ним задействованы силы МВД, Генпрокуратуры, Минтруда, ФНС, Роструда.
Что касается практических направлений работы по взысканию средств, то правительство планирует опираться на тотальный контроль за системой электронных платежей с постепенным перетеканием в эту сферу большей доли расчётов. Для этого будет многократно усилен мониторинг за переводами и расходами предпринимателей и физлиц.
Правительствобудет убеждать россиян активнее отказываться от наличных денег.
В идеале, по итогам реализации плана мероприятий, правительство хочет контролировать все поступающие людям доходы и сверять их с тратами. Но для этого потребуются колоссальные вычислительные мощности, разработка сложнейших программ. Принесут ли подобные инвестиции государства отдачу? Не приведет ли внедрение подобных мер просто к росту доли наличных расчетов?
Сейчас в неформальных трудовых отношениях в России состоит около трети (32,5%) экономически активного населения — порядка 25 млн человек. А по мнению бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова – более 30 млн граждан.
Сюда относятся те, кто трудится на основной работе без официального оформления, и по меньше мере 8-10 млн потенциальных самозанятых, работающих на себя, но не легализовавших свой статус.
В числе получателей серых зарплат те, кто сознательно выбрал путь отказа от налогов в пользу бюджета семьи, масса людей низкой квалификации, которым платят на руки, пенсионеры, не желающие терять часть пенсии, нелегальные мигранты и граждане, которые не устраиваются официально, чтобы не потерять пособие по безработице.
В конце сентября в Минфине предупреждали, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034-му потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год, т.е. десятков триллионов рублей. Поэтому правительством планируется проведение мониторинга теневой занятости и создание реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегального трудоустройства.
Премьер России Мишустин долгое время работал в налоговой, и отлично знает, сколько ежегодно теряет бюджет из-за серых схем оплаты труда.
В реализацию мероприятий по противодействию теневой занятости планируется вовлечь социальных партнёров — работодателей и работников. Но важный момент в том, что на сегодня в легализации доходов не заинтересован никто, кроме власти.
Предприниматели, выплачивающие зарплаты в конвертах, избегают завышенных отчислений в фонды. А сами работники получают доход, не секвестрированный налогами. С учетом проблем целых отраслей бизнеса в период пандемии, и отставанием роста доходов граждан от цен на прилавках – сложно ждать, что какая-то из сторон решит добровольно ущемить себя в интересах бюджета государства.
Если добавить к этому ежегодные манипуляции власти с пенсионными накоплениями, и само повышение возраста выхода на заслуженный отдых, то становится понятно: большинство граждан не готово полностью положиться на государство в вопросе обеспечения безбедной старости. И предпочитает, при возможности, самостоятельно готовиться к пенсии. Поэтому минимизация отчислений со стороны работодателей в фонды тоже напрягает людей не так сильно.
Зато следует помнить, как реагируют россияне на действия правительства, ставящие под угрозу их доходы. Об этом можно судить по реакции людей на принятый в 2016 году Закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. Он привёл к тому, что уже к 2018 году численность работающих пенсионеров сократилась на 5 млн 376 тыс. человек. И это означало, что большая часть из них просто перешла на ненормальные трудовые отношения с работодателем.
Вице-премьер Татьяна Голикова планирует сделать ставку на цифровизацию администрирования доходов граждан.
На сегодня у государства была единственная успешная попытка по выведению нелегальных работников из тени. Эксперимент с самозанятыми: к середине 2020 года их уже было зарегистрировано более 1 млн, а на сегодня – более 3,2 млн. Для людей оказалось проще заплатить в удобной форме небольшую сумму с дохода, чем бегать от налоговой. Получится ли у правительства предложить нечто не менее удобное? Или ставка будет сделана на тотальный контроль?
Скажем, вице-премьер Татьяна Голикова отмечала, что цифровизация госуправления и администрирования доходов приведет к 2024 году к троекратному сокращению теневого рынка. Прогноз крайне оптимистичный.
При этом не надо забывать: у системы тотального контроля за доходами и расходами есть один деликатный момент. Вместе с теми, кто скрывает серые зарплаты, будут высвечены и иные доходы, намного более грязные. Скажем, откаты и взятки. Явные несоответствия между доходами и расходами госслужащих, полицейских, прокуроров и депутатов окажутся налицо.
К тому же, часть нелегальных доходов давно вложена чиновниками и депутатами в бизнес, в котором, в большинстве случаев, зарплаты установлены на минимальном уровне.
Получается, что формируя систему контроля, люди, работающие во власти, будут сами пилить под собой сук. Поэтому им будет надо принять решение, как вывести себя из-под удара. Скажем, начать «химичить» с программами, или саботировать их внедрение, заявляя о полной практической неэффективности.
Те, кто распоряжаются крупными нелегальными доходами, найдут возможность вывести их из под учета и налогообложения.
Вообще, российской власти свойственно принуждать бизнес быть социально ответственным, а не создавать для этого стимулирующие условия. Скажем, в конце прошлого года в Госдуму поступила инициатива — внести изменения в ст. 48 Трудового Кодекса РФ, и сделать обязательным присоединение к трехстороннему соглашению власти, профсоюзов и работодателей всех типов бизнеса, включая малый. И если кто-то не сумеет грамотно мотивировать отказ, то «региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения».
При этом бюджетники, имеющие возможность получать только белую зарплату, чаще всех высказывают недовольство ее уровнем. И справедливо: в настоящее время, скажем, 39 процентов российских учителей получают до 25 тысяч рублей в месяц.