25 марта на сессии Алтайского Заксобрания с докладом о работе за 2020 год выступил уполномоченный по правам человека в крае Борис Ларин. Особое внимание он уделил ковидным ограничениям, которые затрагивали права и свободы граждан. По оценке омбудсмена, эти меры принимались своевременно и обосновано, в связи с чем поступиться с основополагающими правами было целесообразно.
В первую очередь в «бумажной» версии своего докладе Борис Ларин отметил, что «незыблемость основных прав и свобод в нашей стране была подтверждена» в ходе общероссийского голосования по одобрению поправок в Конституцию РФ». Большое внимание также было уделено ограничениям, связанным с коронавирусом. Первые из них как раз были введены почти ровно год назад. Уже в ходе выступления на сессии АКЗС он рассказал об анализе правовых актов, которыми были утверждены защитные меры. В Алтайском крае это указ губернатора, в котором в том числе прописывались: изоляция граждан, принудительное помещение в обсерваторы прибывающих в регион, временный запрет на работу ряда отраслей, ковидные «каникулы» с начала апреля по середину мая, масочный режим и т. д.
Ларин подчеркнул, что основные решения по этим вопросам принимались после обсуждения на заседаниях оперштаба. «Мы отмечаем, что базовый указ губернатора на 1 января насчитывал аж 24 редакции. Это как раз говорит о том, что принимаемые меры были введены избирательно и в зависимости от складывающейся санитарно-эпидемической обстановки. Они были обоснованы и не носили произвольного характера, были соразмерными ситуации, которая складывалась в Алтайском крае», — считает омбудсмен.
Он добавил, что вышеперечисленные ограничения, часть из которых действительно затрагивала права и свободы людей, стоит рассматривать в контексте принимаемых в то же время мер поддержки населения. Так, на социальные выплаты в Алтайском крае было 25,3 млрд рублей. «Безусловно, можно говорить о беспрецедентной государственной поддержке различных слоев населения. По сути, создана новая система социально-экономических гарантий для реализации прав человека, которая во многом позволила компенсировать негативные последствия вынужденных ограничений прав и свобод человека», — говорится в докладе.
Помимо этого, Борис Ларин рассказал, что в 2020 году существенно уменьшилось число обращений к уполномоченному – на 17 % в сравнении с 2019 годом. «Видимо, это эффект общественной психологии, когда у людей проблемы охраны своего здоровья, защиты своих семей вышли на первое место и стали приоритетом относительно других проблем», — отметил омбудсмен. Что показательно, большая часть обращений граждан в связи с ковидом касалась медпомощи. В части здравоохранения количество вопросов в прошлом году выросло на 83 %. При этом также интересно, что в начале пандемии от жителей Алтайского края поступало меньше жалоб относительно предыдущего года, тогда как уже в сентябре-октябре с приходом так называемой второй волны их число заметно возросло.
Отдельно Борис Ларин остановился на теме адаптации края к новым реалиям. В частности он заметил, что коронавирус вновь выявил острую нехватку кадров в медицине. Кроме этого, он затронул вопрос низкой цифровизации региона, которая даже сыграла гражданам на руку, поскольку это не позволило вести онлайн-отслеживание их перемещений в период изоляции, как это было, например, в Москве, где за необоснованный выход из дома можно было получить серьезный штраф. В связи с ограничениями жители Алтайского края не могли нормально взаимодействовать с социальными органами, в том числе службами занятости и Пенсионным фондом. На некоторое время они не принимали посетителей и перевели свою работу в Сеть. По словам омбудсмена, это вызвало определенные трудности у граждан из-за проблем с отсутствием Интернета. «Сегодня человек со службой занятости не может решить [вопрос] очно и даже заочно, направив обращение по почте – только в цифровом формате. Я не исключаю, что многие, столкнувшись с этим препятствием, просто отказываются от государственной поддержки. Тем более мы представляем, что такое Интернет в Алтайском крае», — высказался уполномоченный, призвав решить обозначенную проблему.
Также он затронул вопрос образования и перехода на временный дистант, который вводился во всем регионе. «А какое у нас дистанционное обучение, если Интернета и ничего нет? В Березовке в Красногорском районе учителя повесили ящички в магазине, туда бросали задания, а родители оттуда забирали и клали уже выполненные. Вот это дистант наш», — раскритиковал краевой Минобр Ларин, под конец добавив, что впоследствии школам было предоставлено право самостоятельно определять необходимость и формат удаленного обучения.
После доклада у депутатов АКЗС была возможность задать вопросы омбудсмену. Один из них касался качества работы системы обращения с ТКО в муниципалитетах. По словам Ларина, эта проблема актуальна, поскольку обращений от граждан в этой части очень много. «Я с этой проблемой не справляюсь и не справлюсь. Наши региональные операторы тоже не готовы, работают по-разному. Когда мы ездили в Славгородский, Панкрушихинский, Немецкий, Бурлинский районы, то увидели, что там вывозят мусор только с территории районных центров. Оператор не справляется с этой задачей. При этом кое-где предъявляются требования оплаты за непредоставленные услуги», — сказал уполномоченный.
Также он рассказал, насколько часто жители Алтайского края обращаются с проблемами плохой городской среды и дефицита зеленых зон. Со слов Ларина, такие жалобы поступают не часто, но они есть, причем не только в городах, но и селах. Он подчеркнул, что готов помогать в решении подобных актуальных для региона вопросов. «Я сторонник развития зеленых зон в крае. Более того, я против того, чтобы строить там, где растут деревья. Не буду акцентировать внимание, где именно. Это позиция не уполномоченного, а просто горожанина», — намекнул Борис Ларин. В результате его доклад был принят депутатами АКЗС единогласно.