26 ноября состоялось очередное заседание по делу Рамиля Шамсутдинова, обвиняемого в расстреле восьми и ранении двух сослуживцев в военной части поселка Горный Забайкальского края. Подсудимый заявил, что перед случившимся он не спал трое суток, и у него «все было как в тумане». Шамсутдинов также попросил прощения у жены убитого капитана Владимира Евсеева и присутствовавшего на заседании выжившего солдата из Алтайского края Владислава Шпака, сообщает «Чита.ру».
Гособвинитель по просьбе жены погибшего капитана Анны Евсеевой задал Шамсутдинову вопрос: «За что вы убили супруга Евсеевой Анны Петровны?» Подсудимый Шамсутдинов ответил, что это произошло случайно. «Ни за что, он случайно там оказался, я его не видел», — сказал он. После Анна Евсеева задала еще один вопрос: «Как это случайно, если вы говорили, что вы потом его добивали. Зачем, если он там случайно оказался?» Шамсутдинов не смог ответить на вопрос и попросил прощения у девушки.
Также он извинился перед выжившим во время расстрела жителем Алтайского края Владиславом Шпаком. Последний также был срочником в части, где служил Рамиль Шамсутдинов. По показаниям свидетелей, его, как и Шамсутдинова, в предоставленное для сна время заставляли учить устав в коридоре. Владислав Шпак 25 октября в числе остальных сдавал дежурство, когда Шамсутдинов начал стрелять по сослуживцам. В итоге в него попали три пули. «Стрелял в тот день неосознанно. Хочу попросить прощения, было все как в тумане. Связано с тем, что я не спал три дня», — сказал Рамиль Шамсутдинов.
По данным его адвокатов, накануне заступления в наряд в течение трех суток Рамилю Шамсутдинову практически не давали спать. Сторона защиты настаивает, что трагедия произошла из-за неуставных отношений в части, объектом которых был Рамиль Шамсутдинов. Однако Владислав Шпак заявил, что рукоприкладства в части не было — это противоречит показаниям Рамиля Шамсутдинова. После уточняющего вопроса он, впрочем, исправился, уточнив, что он лично избиений не видел. Также свидетель отметил, что лечился после ранения около года и сейчас чувствует себя гораздо лучше.
По данным «Коммерсанта», на суде также присутствовал свидетель Дмитрий Коновалов, который является контрактником и работает в воинской части водителем. Он был с Рамилем Шамсутдиновым в наряде, когда тот начал стрелять по сослуживцам. Дмитрию Коновалову удалось убежать, а когда приехала военная полиция, он вышел к ней. Свидетель рассказал, что Рамиль Шамсутдинов отвечал за чистоту в туалете и душевой, а лейтенант Даниил Пьянков часто был недоволен тем, как он убирается. По мнению Коновалова, требования лейтенанта Пьянкова к Рамилю Шамсутдинову были завышенными.
Вместе с тем Дмитрий Коновалов отметил, что расстрел — это не та реакция, которая должна была последовать в ответ на эти замечания. Свидетель слышал, как лейтенант Пьянков угрожал Рамилю Шамсутдинову протереть его лицом ободок унитаза, если тот не наведет чистоту. После того как Даниил Пьянков проверил туалет и остался недоволен, он заставил сослуживцев Рамиля Шамсутдинова облачиться в общевойсковые защитные костюмы. Из-за этого у подсудимого с другими солдатами случился конфликт, потому что они выразили недовольство тем, что из-за него вынуждены ходить в защитных костюмах. Также Дмитрий Коновалов рассказал, что в качестве наказания во время, которое отводилось Рамилю Шамсутдинову для сна, он учил устав, стоя в центральном проходе.
Напомним, что в военном суде в Чите начались слушания по делу солдата Рамиля Шамсутдинова, который год назад в воинской части в поселке Горный Забайкальского края расстрелял своих сослуживцев. Среди них были и уроженцы Алтайского края. Как рассказал «Коммерсанту» адвокат подсудимого Руслан Нагиев, его подзащитный на суде заявил, что на расстрел он решился после того, как его пытались окунуть в унитаз и пообещали позже утопить в нем.
Как сообщалось ранее, Шамсутдинова арестовали в октябре 2019 года. Из-за его действий восьмерым военнослужащим были причинены ранения, которые повлекли их смерть, а еще двоим был причинен вред здоровью различной степени тяжести. Среди погибших оказалось трое алтайских парней. Кроме того, еще один уроженец региона был тяжело ранен в ходе инцидента. По имеющимся сведениям, они просто попали под горячую руку Шамсутдинова.
Минобороны объясняло случившееся произошедшим у срочника нервным срывом по личным причинам, не связанным со службой. Отец Шамсутдинова в свою очередь заявлял, что следствие хочет скрыть дедовщину в армии. Недавно он опубликовал открытое письмо, к котором высказал мнение о том, что у его сына не было выбора, так как его могли изнасиловать. Кто конкретно высказывал такие угрозы, вероятно, может вскрыться в суде.
Рамиль Шамсутдинов обвиняется в преступлениях по п. п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом), ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом). Он уже признал свою вину.