В Военно-морском флоте России последнее время наметилось достаточно положительных тенденций. Пополнение новыми боевыми кораблями происходит более системно, чем раньше, суда проходят боевую обкатку в Сирии, мы принимаем участие в международных военных учениях. Однако есть ли у России возможность эффективно применять свой флот вдали от своих границ?
ДАЛЬНЯЯ МОРСКАЯ ЗОНА
Оценка боевых возможностей кораблей дальней морской зоны, которые в настоящее время пополняют ряды ВМФ РФ, позволяет считать, что при соответствующем разведывательно-информационном обеспечении, российский флот вполне способен решать задачи не только «демонстрации Андреевского флага», но и реального боевого применения, если того потребует обстановка.
Например, корабельная ударная группа, состоящая из фрегата (или ракетного крейсера) и пары корветов, действующая на значительном удалении от «родных берегов», способна, в частности, остановить движение десантного конвоя, или, если повезёт, вывести из строя авианосец (да, это вполне возможно), но не более. Обеспечить всестороннее прикрытие действий сухопутных сил корабельная ударная группа, как показывает практика, не в состоянии. Для этого нужна или система военно-морских баз, находящаяся в районах российских интересов, или «плавучие аэродромы», с которых было бы возможно проецировать силу на какие-либо объекты или целые страны.
УСПЕХ ГАРАНТИРУЮТ АВИАНОСЦЫ
ВМС США, которые обладают десятком авианосцев и соответствующим количеством кораблей боевого и тылового обеспечения, могут себе позволить диктовать свою волю практически в любой точке Мирового океана (исключая Россию и Китай) — полагая, что 6-7 десятков боевых самолётов, явившись в интересующий район на борту авианосца, способны быстро изменить военно-политические расклады там, где нет соответствующих средств противодействия. Тем более, если в операции будет принимать участие не одно, а два-три авианосных ударных соединения — тогда, как показывает практика, успех гарантирован.
В принципе, те страны, у которых имеются авианосцы (США, Великобритания, Франция и Китай), вполне способны осуществить небольшую победоносную локальную войну, обеспечив подавление сопротивления того противника, который не имеет средств противодействия палубной авиации. При этом прискорбно осознавать, что Россия, имеющая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который даже прошёл боевую обкатку в Сирии, фактически не имеет авианосного флота — ибо и крейсер в вечном ремонте, и новых авианосцев не заложено.
Мы можем долго говорить о походах кораблей «дальней морской зоны», но специалистам понятно, что такие выходы не могут обеспечить России полноценное «присутствие» в удаленных районах Мирового океана, и подобное проецирование силы носит скорее устрашающий характер — при том, что в отличие от авианосной ударной группы никакой российский фрегат не будет способен изменить геополитическую обстановку.
АМЕРИКАНСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
Сегодня в иностранной прессе активно обсуждается отправка британской авианосной группы к берегам Китая – как некий акт устрашения КНР и помощи американскому флоту, который своими авианосными соединениями постоянно создает напряжения у берегов Поднебесной, заставляя Пекин тратить значительные силы на сдерживание ВМС США, отвлекая свой флот от экспансии в восточном и юго-восточном направлении.
Учитывая, что в интересах Российской Федерации оказывать противодействие американской экспансии, было бы правильным полагать и стремление России к наращиванию боевых возможностей своего флота (например, как сейчас силами российского ВМФ осуществляется обеспечение безопасности иранских танкеров, идущих в Сирию).
«СУХОПУТНЫЕ АВИАНОСЦЫ»
Подобная перспектива может говорить о появлении в ближайшем будущем планов по строительству в России авианосных кораблей, однако, было бы неправильным совсем упускать из виду строительство «сухопутных авианосцев» — то есть комплексных военно-воздушных и военно-морских баз, на которых бы базировались и корабли ВМФ РФ, и самолёты российских ВКС. Примером таких баз служит Тартус и Хмеймим в Сирийской Арабской Республике, откуда российские военные действуют не только по боевикам в самой Сирии, но и обеспечивают своё военно-морское присутствие в Средиземном море — тем самым заявляя своё право на участие в международной военной повестке.
Не так давно официально было объявлено о строительстве российской военно-морской базы в Порт-Судане, которая фактически обеспечит для ВМФ России контроль над важнейшим регионом мира. В иностранной прессе проходила информация и о желании России открыть военно-морские базы на Кубе и ряде других стран – что, при наличии аэродромов и причальных комплексов, в полной мере обеспечило бы России возможность базирования своих сил, способных обеспечивать геополитические интересы. Лучше бы, конечно, иметь более мобильные авианосцы, но раз их нет, и строительство их не планируется, придётся заниматься обустройством береговых баз. И желательно – по всему миру.