В качестве мер борьбы с ростом цен на автомобильное топливо в США обсуждается вероятность временного прекращения экспорта нефти из страны, с таким заявлением выступила министр энергетики Дженнифер Грэнхолм. Если это произойдет, то вслед за негативным новостным фоном от этого решения мировые котировки барреля могут стремительно взлететь до 100 долларов. Такой сценарий еще больше усугубит начинающийся масштабный энергетический кризис.
- О чем можно судить по ценам на бензин в Америке?
- Обрушение вслед за ростом
- Прогноз МВФ
О чем можно судить по ценам на бензин в Америке?
Так сложилось, что цены на бензин в США являются индикатором, по которому американское общество оценивает эффективность работы правительства во главе с президентом. Авторитет экс-главы государства Дональда Трампа во многом и пострадал из-за роста цен на топливо. Максимальный показатель цен на американских заправках был зафиксирован в 2014 году. В то время бензин продавался по средней цене 3,2 доллара за галлон (примерно 61 руб. за 1 л аналога АИ-92).
Аналитик инвестиционной группы «Финам» Андрей Маслов уточнил, что решение еще не принято, а Белый Дом вопрос не комментирует. По нынешним оценкам объемы экспорта нефти из США составляют 2-3 млн баррелей в сутки.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов считает, что запрет на экспорт не в интересах самого правительства США. Не являясь лоббистом интересов нефтяной промышленности, даже Джо Байден не пойдет на сокращение поставок из страны на рынки Европы и Азии. Это идет вразрез с политическими интересами Америки.
Прошлым летом в России была похожая ситуация, когда обсуждался возможный запрет экспорта бензина с внутреннего рынка в целях стабилизации цен на автомобильное топливо. Учитывая его незначительный объем (порядка 10% от производства), фактически запрет едва ли сильно повлиял бы на ситуацию в этой отрасли. Но психологический эффект спровоцировал увеличение поставок внутри страны и рост запасов бензина. Цены остались прежними.
Обрушение вслед за ростом
Повышение цен на нефть до отметки $100 за баррель может стать толчком к масштабным инвестициям в малорентабельные проекты. Последует резкое падение предложения во время снижения нефтяных цен. С точки зрения аналитика “Финам” Анны Зайцевой,
«Одним из критических условий устойчивого развития мировой экономики является ценовая стабильность (хотя бы относительная) на нефтяном рынке и предсказуемость со стороны предложения нефти».
Искусственно высокие цены на нефть реально могут создать неверные стимулы для инвесторов, считает и портфельный управляющий «Сбер Управление Активами» Александра Фалкова:
«Запуск малоэффективных проектов приводит к опережающему росту предложения нефти относительно спроса на нее, что в долгосрочной перспективе рано или поздно приводит к резкому обвалу нефтяных котировок. Подобное наблюдалось в июне 2014 года и начале марта 2020 года».
В США есть и технологическая тонкость: там добывается большой объем малосернистой и легкой нефти, а местные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают с тяжелым сернистым сырьем, которое поставляется из Мексики, Канады, Ближнего Востока и России. Если объемы предложения малосернистой нефти на американском внутреннем рынке повысятся, это все равно не приведет к снижению цен на топливо в стране.
Прогноз МВФ
В октябрьском докладе Международного валютного фонда есть публикация о перспективах развития мировой экономики и прогноз касательно средней цены на нефть в 2021 году. Согласно ему, она повысится почти на 60% в сравнении с показателем за предыдущей период, и составит 65,68 доллара за баррель. В документе говорится, что:
«Средняя цена на нефть будет составлять 65,68 доллара за баррель в 2021 году и 64,52 доллара за баррель в 2022 году, и она будет оставаться неизменной в реальном исчислении в среднесрочной перспективе».
По мнению авторов прогноза, в будущем возможно снижение цены до 56,3 долларов за баррель. Такая перспектива озвучена на 2026 год.
Факторами, способствующими росту цен на нефть в краткосрочной перспективе, могут быть снижение объемов добычи нефти в мировом масштабе из-за сокращения инвестиций за прошлый год, а также непрекращающееся поддержание цен со стороны ОПЕК+. Причины же снижения цены могут крыться в еще большем распространении «дельта» штамма коронавируса, увеличении добычи Ираном, Ливией и Венесуэлой, а также повышении промысла сланцевой нефти в США.