Директор по лесному хозяйству ЛХК «Алтайлес», кандидат сельскохозяйственных наук Валерий Савин заверил, что в Алтайском крае за последние 70 лет, вопреки расхожему мнению, увеличились и площадь, и объемы хвойных насаждений. Таким образом эксперт отреагировал на появившиеся домыслы о том, что древесины в крае якобы осталось всего на 10-20 лет. В то же время он объяснил, что в краевых борах доминируют старые деревья, что в будущем может грозить им проблемами.
По словам Валерия Савина, сейчас некоторые граждане уверены, что леса в Алтайском крае с учетом темпов заготовки осталось всего на 10-20 лет. Особую остроту этот вопрос обретает в разговорах о реликтовых сосновых борах. Эксперт развеял эти опасения: на данный момент нет ни одного доказательства предположению о сокращении площади лесов или объемов древесины в них. Напротив, по его данным за последние десятилетия регион стал даже более лесистым. «Сначала обратимся к данным по площадям хвойных насаждений в ленточных борах. В 1951 году она составляла 590 тысяч га, в 2018 году – 670 тысяч га. Не забываем про крупные лесные пожары на рубеже XX–XXI веков, уничтожившие десятки тысяч га ленточных боров. И, даже с учетом погибших площадей, их площадь увеличилась на 80 тысяч га, и продолжает увеличиваться. Далее давайте посмотрим на еще один ключевой показатель – запас древесины в хвойных насаждениях. В 1998 году он составлял 116 млн куб. м, в 2018 – 129 млн куб. м. Запасы древесины ежегодно увеличиваются в среднем на 1,7 млн куб. м», — привел специалист данные статистики.
Кроме того, он рассказал, что в регионе ежегодно разрешено заготавливать 6 млн куб. м древесины, из которых на деле осваивается лишь от 2 млн куб. м до 2,5 млн куб. м. «Из них расчетная лесосека в хвойных насаждениях по ленточным борам (не только холдинга) составляет 1,2 млн куб. м. Напомню, что в ленточных борах сплошных рубок нет, только выборочные с интенсивностью до 30 %, то есть из 10 деревьев заготовить можно максимум три. Поэтому такое расхожее понятие, как промышленная рубка, не применимо к ленточным борам в принципе», — добавил Савин.
По его мнению, ленточным борам Алтайского края скорее грозит гибель не от вырубки, а от старения. Если в 1951 году в них было 17 % спелых и перестойных лесов, 16 % приспевающих, 34 % средневозрастных и 33 % молодых, то сейчас это соотношение сместилось. В 2018 году 41 % деревьев в борах – это спелые и перестойные растения, 15 % — приспевающие, 35 % — средневозрастные и только 7,6 % — молодые. Старый лес, как утверждает Савин, неминуемо погибнет, это может случиться как раз через те самые 10-20 лет. При этом молодой смены старым деревьям фактически нет. Валерий Савин уверен в корректности своего анализа, поскольку возрасты рубок в указанные годы были идентичны – 101 год.
Отметим, что к мониторингу состояния алтайских лесов, и, в первую очередь, ленточных боров, скоро смогут подключиться и общественники. Как сообщает пресс-служба регионального Минприроды, Алтайское краевое отделение Русского географического общества запускает проект «Зеленая карта Алтая». Его участники будут изучать естественные и городские лесные экосистемы, собирая и анализируя информацию о состоянии боров. Вся информация – фото и видео – будет наноситься на карту, которая должна быть общедоступной. Кроме того, в рамках проекта создадут реестр зеленых насаждений Барнаула и Алтайского края. В эту базу войдет информация о возрасте деревьев, их густоте и состоянии здоровья.