В Нидерландах начался судебный процесс по делу о крушении малайзийского Boeing летом 2014 года. Другие версии, кроме ракетного удара, даже не рассматривают.
На судебном процессе по делу о гибели Boeing «Малайзийских авиалиний», в 2014 году выполнявшего рейс МН17 и потерпевшего крушение в небе над Донбассом, впервые прозвучали показания очевидцев – в общей сложности около 20 человек.
Они заявили, что видели в небе след, предположительно возникший в результате пуска «некой ракеты», причем 12 человек вдобавок к этому слышали перед появлением этого следа грохот или «взрыв». Из этих 12 восемь свидетелей утверждают, что заметили саму ракету или уловили звук ее полета. Трое видели и ракету, и след от нее в небе.
Проводившие допрос представители Международной следственной группы (JIT) и сам судья поинтересовались, откуда, по мнению очевидцев, была выпущена ракета, о существовании которой говорится в их показаниях.
Большинство из них указали, что место пуска располагалось «левее от населенного пункта Снежное» (который, напомним, в 2014 году и до сих пор контролируется силовиками самопровозглашенной Донецкой народной республики). Некоторые уточнили, что ракета вылетела из точки, находящейся неподалеку от Саур-могилы. По версии третьей группы очевидцев, стреляли из села Первомайское.
Российская сторона, напомним, доказывала, что ракета по самолету была выпущена с территории, которую на тот момент контролировали украинские войска. Изначально вообще обсуждалась версия о том, что самолет сбил украинский истребитель, о ней даже говорил в интервью голландский прокурор. Американские эксперты заявляли, что ракету по авиалайнеру выпустили пьяные солдаты ВС Украины.
Импровизированный мемориал, созданный у посольства Нидерландов в Москве
СМИ отмечают, что показания свидетелей соответствуют ранее обнародованным выводам следствия, которое заявляло, что малайзийский Boeing был сбит ракетой из ЗРК «Бук», выпущенной с территории, находившейся под контролем сил ДНР. Собственно говоря, прокурор заранее предупредил, что другие версии на судебном процессе рассматриваться вообще не будут.
Почти все свидетели, которые заявили, что слышали звук пуска ракеты, также либо рассказали об увиденном ими ранее в том же районе «Буке», либо передали эту информацию с чужих слов.
Главным событием сегодняшнего заседания стали показания засекреченного свидетеля, который проходит по материалам дела как Х48. Этот человек сообщил, что 17 июля 2014 года – незадолго до падения «Боинга» – находился на блок-посту возле Первомайского. Чтобы подтвердить его показания, судье представили данные о биллинге сотового телефона мужчины.
Итак, этот секретный свидетель видел проезжавшую мимо военную машину, в которой лежали «зеленые ракеты». Автомобиль, по словам свидетеля, двинулся к сельскохозяйственному полю и скрылся за деревьями.
Вскоре Х48 услышал грохот и свист, а потом увидел в небе белый след, «прочерченный» в направлении города Тореза. По данным радаров и бортовых самописцев малайзийского Boeing, авиалайнер как раз находился именно в той стороне. Буквально мгновение спустя, по словам свидетеля, в небе прогрохотал взрыв, и из облаков на землю посыпались обломки.
После этого, как утверждает Х48, та же самая «машина с ракетами», которую он видел ранее, поехала в обратном направлении, но одной ракеты уже не хватало, а в поле, откуда двигался автомобиль, горела трава. Сгоревший участок поля был запечатлен на видео корреспондентом издания «Телеграф», который нашел это место через несколько дней после авиакатастрофы.
На заседании были подробно представлены различные характеристики ЗРК «Бук», призванные доказать, что они соответствуют данным экспертиз, проведенных с обломками малайзийского самолета, и показаниям свидетелей. В частности, прозвучал рассказ о том, тчо инверсионный след, оставляемый ракетами «Бука» в небе, сохраняется еще несколько минут, поэтому его действительно могли хорошо рассмотреть очевидцы. Кроме того, в зале заседаний были изложены сведения о «звуке громкого удара», который возникает из-за сверхзвуковой скорости ракеты и слышен на расстоянии около 5 км в течение 20 секунд.
Напомним, Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. В авиакатастрофе погибли все 298 человек, находившихся на борту. Международное следствие довольно быстро возложило вину за случившееся на Россию, которая, по мнению Запада, поставляла вооружение в самопровозглавшенные Донецкую и Луганскую республики.