Мы оба инвалиды  II группы и нам не хватает денег даже на еду и лекарства. Просили судебного пристава уменьшить размер удержаний. Нам отказали, предложили просить отсрочки или рассрочки исполнения решения через суд.  Можно ли уменьшить размер удержания?

Многодетная мама, г. Суздаль, Владимирская область

Как установить минимальный процент удержаний по исполнительному листу

Отвечает адвокат, юрист проекта «Семьи России» Елена Фомина:

 

Да, можно. Для этого надо подать ходатайство в районный отдел судебных приставов об установлении минимального процента

удержаний (например, 10%) из ваших пенсий,  мотивируя трудным материальным положением,  тем, что вы находитесь на инвалидности и что  остающихся вам средств недостаточно для приобретения жизненно важных медикаментов и продуктов. К ходатайству необходимо приложить справки, подтверждающие факты, на которые вы ссылаетесь, в том числе справки о наличии у вас иждивенцев.

При отказе (либо отсутствии ответа) вам необходимо будет подать жалобу на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя на имя старшего судебного пристава.  Если вам не ответят или предложат обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, или укажут, что  статья 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве≫, устанавливая предельный размер удержаний (не более 50 % зарплаты и иных доходов), не ограничивает фактическую сумму удержаний величиной прожиточного минимума, как они это делают обычно. Тогда надо понимать, что действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей нарушают ваши права и не соответствуют законодательству.

Следовательно, вы можете обратиться в суд с административным исковым заявлением  о признании незаконным действия (бездействие)  старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, выразившиеся, например, в ненаправлении ответа  на ваше ходатайство в установленные законом сроки; в нереагировании на вашу жалобу; в продолжении удержаний по 50% из пенсий, несмотря на наличие сведений о её размере и соответствующего обращения. Кроме того,  в административном исковом заявлении необходимо просить суд   возложить на судебных приставов-исполнителей  обязанность устранить допущенное нарушение ваших прав и в кратчайшие сроки установить минимальные удержания в размере 10% из вашей  пенсии  по возбуждённым в отношении вас исполнительным производствам.

Административное исковое заявление надо обосновать следующим:

Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой его стадии, определяется статьёй 64.1 Закона об исполнительном производстве.  Должностное лицо службы судебных приставов по результатам  рассмотрения заявления выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, копия которого не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 5 и 7 указанной статьи).

Судебный пристав-исполнитель приведённые законоположения не исполнил, на  ходатайство  об установлении минимального процента удержаний в размере 20 % из пенсий ответил письмом, поставленные  вопросы не рассмотрел.  В нарушение предписаний части 1 статьи 64 Закона об исполнительном  производстве, содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель не запросил необходимые сведения, информацию, справки для установления обстоятельств, на которые ссылались  в ходатайстве административные истцы, ограничился лишь ссылкой на то обстоятельство, что законодательство об исполнительном производстве не предусматривает при обращении взыскания на зарплату или иной ежемесячный доход должника учитывать такой критерий, как прожиточный минимум.

Действительно, федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что с должника может быть удержано не более 50 % заработной платы и иных доходов.  Исходя из буквального прочтения приведённой нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.  Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьёй 4 этого закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер  удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника.

Следовательно, пристав, получив ходатайство истцов, являющихся должниками, обязан был проверить их материальное положение.  Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника единственным источником существования,  необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника, являющейся для него единственным  источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и  лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений — конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении этого Дела не исследовали обстоятельства, на которые ссылались истцы.

ВАЖНО: Суду необходимо будет предоставить доказательства того, что пенсия – это ваш единственный источник существования. Если суд при рассмотрении дела не исследует его фактические обстоятельства, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, оказывается существенно ущемлённым.

Обратите внимание: При подаче административного искового заявления надо учитывать процессуальные сроки.

  • Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  • Статьёй 122 Закона об исполнительном производстве  Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Если вы нарушили эти сроки, то обязательно укажите уважительные причины пропуска  срока и просите суд о его восстановлении.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ