На борту круизного лайнера Diamond Princess в феврале 2020 года случился настоящий разгул эпидемии Covid-19. Судно поместили на карантин, во время которого по идее пассажиры должны были отсиживаться по каютам. Несмотря на это, каждый шестой там заболел. За пределами Китая нигде больше нет такого числа заразившихся — ни в одной стране. Стали говорить, что этот корабль — прообраз будущей эпидемии коронавируса по всей планете. Мол, раз тут карантин не помог, значит, не сдержит болезнь и в мировом масштабе. На самом деле, задолго до коронавируса путешествия на круизных лайнерах стали называть «плаванием к болезни». Предположительно роскошное времяпрепровождение часто оборачивалось инфекцией и до коронавируса. Не приходится удивляться, что новому вирусу пришлись по вкусу именно круизные лайнеры. Почему так — рассказываем ниже.
Суда — древний распространитель эпидемий по всему свету. Само слово «карантин» означает «40 дней», впервые его использовали в Италии во время эпидемии «черной смерти» в XIV веке, причем именно для судов, пришедших в порт из зачумленных районов. В те времена главными разносчиками эпидемий были насекомые и крысы, но нынешняя вспышка Covid-19 — совсем иное дело. На современных круизных лайнерах все иначе: Diamond Princess — огромная махина с водоизмещением в 116 тысяч тонн, больше любого суперлинкора прошлого или авианосца настоящего. Там мало крыс и насекомых, зато коронавирус может переноситься от человека к человеку.
Месяц назад, 20 января, на борт Diamond Princess ступил пенсионер из Гонконга, который был в Японии и решил вернуться домой на круизном лайнере. Двадцать пятого числа он сошел на берег, а 4 февраля на судне выявили десятерых заболевших коронавирусом. Связан ли первый пассажир с десятью заболевшими девятью днями позже — понять сложно. С одной стороны, вне организма капсид коронавируса в норме не может существовать дольше 72 часов. С другой — пока Covid-19 изучен недостаточно, чтобы точно понять, мог ли кто-то из экипажа лайнера уже переболеть им к 4 февраля, попутно заразив десяток пассажиров.
В тот же день, 4 февраля, судно поместили на двухнедельный карантин, а пассажиров попросили оставаться в каютах и не покидать их. Несмотря на это, 19-го числа больных стало 621 человек, в десятки раз больше. Минимум двое уже умерли. Как так получилось?
«Плавание к болезни»: почему круизные лайнеры столь уязвимы к вирусам
Diamond Princess не в первый раз оказался центром вспышки вирусного заболевания. Ровно четыре года назад на том же корабле была вспышка норовируса, который затронул 158 человек. Один из пассажиров тогда назвал свое путешествие на судне «круизом проклятых». Сойдя на сушу в Сиднее, он заявил прессе: «Я сейчас землю поцелую. Не то чтобы я так любил сиднейский асфальт, но как только я выйду из таможни — поцелую его». В декабре 2015 года 182 случая того же заболевания затронули другой круизный лайнер, остановившийся в Сиднее, — Explorer of the Seas.
Причина таких вспышек в том, что сама природа морского судна способствует переносу капсидов вирусов. Там много металлических дверных ручек, а именно гладкий металл, как мы уже писали, — наилучшая среда для выживания капсидов вирусов (грипп живет на нем до 48 часов). Трогая их, человек затем касается губ, носа, лица в целом и заносит инфекцию в дыхательные пути, откуда она может достигнуть желудка (как с норовирусом в 2015-2016 годах) и легких (как с коронавирусом в 2020 году).
Отдельная большая проблема: люди в круизе едят в больших общественных помещениях, никто не готовит по каютам. То есть одни и те же места накапливают много людей, трогающих еду, на которую могли попасть капли, выдыхаемые соседями. Из-за всего этого вспышка вирусной инфекции на Diamond Princess уже разбиралась на страницах Nature несколько лет назад.
Наконец, для коронавируса зафиксирован довольно специфический путь распространения — с отходами жизнедеятельности. В Гонконге был случай, когда один больной через стояк канализации заразил женщину, живущую в несколько этажах от него. По сути, это тот же воздушно-капельный путь: при смыве в воздухе образуется взвесь капель, в которых могут содержаться молекулы от фекалий и мочи. Среди них способны «затесаться» и капсиды вирусов, и споры бактерий. Конечно, можно закрывать перед спуском воды крышку, но делают так, мягко говоря, далеко не все.
Капсиды коронавируса способны попадать не только в дыхательные пути, но в ряде случаев выделяться и с фекалиями. В уборных на круизном лайнере часто бывает помногу пассажиров с малой задержкой. Взвесь из капель в этом случае может вдохнуть больше одного человека.
Японский карантин — самый неэффективный в мире?
Специалист по инфекционным болезням Кентаро Ивата из Университета Кобе (Япония) от увиденного им на борту Diamond Princess пришел в такой шок, что дошел до публикации видео на YouTube, в котором подверг уничтожающей критике то, как там пытались сдерживать инфекцию:
Он называл ситуацию на борту судна «полностью неадекватной в плане контроля за распространением инфекции». Во-первых, в случае карантина в таком месте должны выделять «зеленые зоны», где вероятность заражения низка, и «красные зоны», где она высока. Люди передвигались по всему судну фактически без ограничений. Медработники там ходили без масок сами и давали ходить другим. Более того, местный врач заявила, что она не смогла защититься, что уже заражена и поэтому не считает нужным дальше защищать себя.
Кентаро Ивата занимается борьбой с распространением инфекций и изучением этого процесса уже 20 лет. Он бывал в зонах разных эпидемий, включая Эболу в Африке и «атипичную пневмонию» в Китае, но ни разу не заболевал местными заразами. По его словам, это потому, что он, будучи специалистом по инфекциям, знает, как защититься от них. Он считает: если бы на судне был не «врач общего назначения», а человек, который знает, что делать с такими болезнями, — то подобного беспорядка и распространения коронавируса не было бы.
Как отмечает японец, когда группа с его участием, наконец, попала на борт лайнера — сперва преодолев множество бюрократических рогаток, — то уже через три часа их попыток активно бороться с болезнью его попросили покинуть корабль.
Энтони Фаучи, глава Национальных институтов здравоохранения США, в целом разделяет мнение японского специалиста:
«Карантин провалился. Я был бы рад подсластить пилюлю и попытаться быть дипломатичными, но он провалился».
Японские власти все еще пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. На пресс-конференции на этой неделе представляющий их Шиегеру Оми попытался представить дело так, будто большинство пассажиров на корабле были заражены еще до начала карантина, просто только у четверых успели проявиться симптомы. Он считает, что распространение могло иметь место только среди тех, кто проживал не в отдельной каюте, а вместе с другим пассажиром, или среди членов экипажа, вынужденных контактировать с остальными.
Однако даже в представленных им данных упомянута ситуация всего по 168 больным, хотя заболевших на борту лайнера более 600. Сочинить правдоподобное объяснение для такого числа зараженных (притом что в начале карантина вирус смогли найти только у четырех) — задача настолько сложная, что с ней вообще вряд ли можно справиться.
Уроки не извлечены
Самое плохое в страусиной тактике японских властей — то, что, пытаясь представить дело так, будто на лайнере уже были сотни больных до карантина, они игнорируют не только масштаб случившегося, но и его причины.
Как совершенно ясно из заявления Кентару Ивата, на судне работал штатный медперсонал, а не специалисты по борьбе с инфекциями, хотя очевидно, что Токио мог выделить несколько человек с таким опытом еще в начале карантина. Это эффективно предотвратило бы многие сотни случаев заболевания. И тогда двое погибших — граждане Японии, оба старше 80 лет, заразились на борту и были свезены в береговой госпиталь 11-12 февраля — сегодня могли бы быть живы.
Возможно, именно нежелание признать свои ошибки привело власти Японии к еще более опасным решениям. Дело в том, что снятие карантина оправданно только тогда, когда такой изолированный объект больше не представляет угрозы: болезнь на нем закончилась. Средневековое итальянское «карантине» потому и значит 40 дней, что за это время чумные больные уже либо умирали, либо выздоравливали. А вот на борту Diamond Princess были сотни больных — в одни США улетели 14 инфицированных новым коронавирусом.
Похоже, нервы официального Токио просто не выдержали: там не смогли терпеть постоянно растущее число заболевших и решили отправить их в наземные госпитали, чтобы избежать повышенной смертности на корабле, где, как мы уже выяснили, с качеством медперсонала могут быть серьезные проблемы. Решение логичное: раз пассажиры лайнера начали умирать, лучше долечивать их в больницах, где возможностей больше. Но зачем при этом отправлять заведомо больных людей в США и иные далекие страны? Почему бы не лечить их в том же военном госпитале в Японии, куда отправили местных граждан? Зачем множить шансы эпидемии в других частях мира?
История с Diamond Princess показательна: главная угроза во время эпидемии коронавируса не столько он сам (обычное инфекционное заболевание, каких много), сколько неадекватная реакция людей на него. Провал японских властей в попытке организовать карантин на круизном лайнере не значит, что коронавирус обречен на распространение по всему миру. Из этого следует, что медицинские власти могут быть плохими, хорошими или — как в случае японцев — самоустранившимися от решения проблемы нераспространения эпидемии. И в последнем случае дело действительно заходит очень далеко.