Творчество является одной из движущих сил человечества и важным отличием нашего вида от других животных. Именно оно лежит в основе искусства, играет огромную роль в научно-техническом прогрессе. Даже такие, казалось бы, «сухие» области деятельности, как математика, не могут обойтись без креативной составляющей.
Однако творческие способности человека не возникают просто так на пустом месте – им предшествует долгий и трудоемкий путь постепенного прогресса. Кому-то этот процесс дается легче, кому-то сложнее, но всегда он начинается с раннего детства, когда закладываются основы будущей личности. Здесь огромную роль играет корректное развитие творческого потенциала ребенка, за которое ответственны и родители, и педагоги.
Что нужно для творческого развития ребенка?
Чтобы ребенок максимально проявил свои креативные способности и достиг успехов в какой-либо деятельности, необходимо соблюдение следующих условий.
Правильное выявление наклонностей. Люди рождаются не универсальными – у каждого из них есть определенная склонность к тому или иному роду деятельности. Кому-то хорошо дается рисование, кто-то проявляет себя с малых лет как изобретатель, иные предрасположены к музыке или актерскому мастерству и т. д. Важно вовремя и корректно выявить наклонности малыша, для чего можно использовать наблюдение за его поведением. Если он часто и много рисует в тетрадях, на столе или обоях – не стоит его порицать или ругать. Лучше купить ему в этом случае альбом с карандашами или фломастерами. Ребенок часто ломает купленную машинку? Здесь лучше приобрести конструктор, из которого он мог бы собрать собственную игрушку. Ребенок инстинктивно занимается преимущественно тем, что ему нравится, поэтому наблюдение за его действиями поможет правильно определить талант малыша.
Создание соответствующей среды. Творческая активность ребенка не проявит себя в полной мере, если ей не будут сопутствовать окружающие условия. Малышей, любящих рисование, стоит брать в картинную галерею или покупать ему книги с репродукциями творений великих художников. Если ребенок растет с очевидными инженерными наклонностями, стоит организовывать ему регулярное посещение технических выставок и т. д. В то же время не стоит сужать среду именно до области интересов ребенка. Например, если он интересуется робототехникой, сводите его в экзотариум, где наблюдение за животными (насекомыми, ящерицами, змеями и т. д.) может подсказать ему какие-либо решения в его сфере. Адаптация достижений из других областей знаний к своей деятельности – важная составляющая развития индивидуальных творческих способностей ребенка.
Поощрение. Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка нуждается в постоянной и всеобъемлющей поддержке со стороны родителей и педагогов. Он обязательно будет сталкиваться с трудностями, и важно, чтобы эти сложности не отбили у него желание к совершенствованию своих навыков. Огромную роль в этом играет отношение родителей – поощрение с их стороны за успехи и поддержка в случае неудачи являются решающим мотивационным фактором. Ни в коем случае не следует акцентировать эмоции ребенка на сложностях. Вместо этого необходимо помочь ему решить их совместно, проанализировать причины – это поможет ему понять, что любые сложности преодолимы и ему под силу.
Игра. В решении проблемы того, как развить творческие способности у детей, игровой процесс играет ключевую роль. Его особенностью является то, что в качестве мотивирующего фактора выступает само действие, а не только результат. Если ребенок проявляет архитектурные наклонности, любит дома, замки и другие строения, можно предложить ему сделать из конструкторов или подручных материалов жилой квартал или дом, населенный персонажами. Это существенно оживит процесс, создаст эмоциональную вовлеченность ребенка.
Взаимодействие. Креативное развитие ребенка будет неполноценным без его взаимодействия с другими людьми – как сверстниками, так и взрослыми. И дело не только в желании поощрения достигнутых результатов с их стороны, но и в обмене опытом. Столкнувшись с определенной проблемой в своем деле, ребенок может перенять и адаптировать чужие достижения в этой области. Так же не следует сбрасывать со счетов и некоторый соревновательный момент, хотя особо заострять на нем внимание ребенка не стоит – прежде всего его творчество должно приносить удовольствие как таковое, а не как инструмент социального доминирования.
Если вы не очень представляете, как творчески развивать ребенка, обратитесь в детский клуб «Дом Белого Кролика». В нем работают опытные педагоги, специализирующиеся на различных видах креативной деятельности – рисовании, конструировании, пении и т. д. Они помогут корректно определить наклонности ребенка, создадут все необходимые условия для его развития, грамотно выстроят систему мотивации и поддержки.