Балет сегодня – это занятие не только профессиональных танцоров, но и многих людей, не имеющих отношения к театральной сцене. Кто-то занимается им для поддержания своей физической формы, другие используют его элементы в танцевальном искусстве, третьи разучивают грациозные па для своего удовольствия. В любом случае существуют некоторые базовые упражнения для балета, составляющие основу этого вида хореографии. Рассмотрим наиболее важные из них – может, это поможет вам освоить азы балетного танца.

Плие. Это базовое упражнение, с которого начинаются все балетные тренировки. В переводе с французского данное слово означает «сгибание», то есть плие представляет собой приседание за счет сгибания ног в коленном суставе. Выполняется оно в позиции пятки вместе, мыски врозь, при этом колени разведены в стороны. Необходимо медленно согнуть ноги в коленном суставе, не отрывая пятки от пола, при этом напрягаются мышцы ягодиц и задней стороны бедер. Спина во время выполнения упражнения поддерживается в прямом положении, руки направлены вниз, чуть согнуты в локтях, ладони повернуты внутрь и вверх. Упражнение стоит выполнить в медленном темпе 10 раз.

Батман. В переводе с французского языка название этого упражнения означает «взмах». Данная фигура заключается в отведении одной из ног в прямом или согнутом состоянии с опорой на вторую. Упражнение выполняется в I позиции «пятки вместе, мыски врозь», при этом для удержания равновесия необходимо опираться руками на балетный станок или любой другой предмет (поверхность), его заменяющий – стол, подоконник и т. д. Для достижения наибольшего эффекта отводимая в сторону или назад нога должна поддерживаться в прямом положении – так достигается наибольшее напряжение мышц бедра, ягодиц и голени. Упражнение выполняется на каждую ногу по 20 раз.

Релеве. Название данной фигуры переводится как «приподнимание». Это упражнение заключается в подъеме тела на пальцы или полупальцы, оно направлено на тренировку мышц стоп и укрепление голеностопного сустава. В классическом балете на это простое упражнение отводится целых 2 года, так как практически все фигуры танца выполняются на приподнятой стопе. Неподготовленному человеку следует начинать с небольшого подъема на подушечки передней части стопы – так называемые полупальцы. При этом нагрузка частично распределяется между пальцами и стопой, не травмируя их. Со временем подъем необходимо осуществлять все выше, не забывая при этом поддерживать тело в прямом положении. Релеве рекомендуется выполнять около балетного станка или заменяющей его устойчивой поверхности.

Прыжки. По своей сути это упражнение напоминает релеве, но выполняемое резким движением и с отрывом стоп от поверхности пола. Исходным положением является первая позиция – пятки сведены вместе, мыски разведены в стороны. Руки при этом рекомендуется положить на талию, спину максимально выпрямить. Прыжки выполняются именно разгибанием пальцев и стопы, колено работает только как амортизатор для гашения ударной нагрузки. В этом случае вся нагрузка будет ложиться на мышцы стопы и голеностопный сустав. Прыжки следует выполнять после того, как была освоена техника релеве, в противном случае серьезная нагрузка может привести к растяжениям, ушибам и другим травмам.

Хотя вышеперечисленные упражнения боди-балета входят в обязательную программу тренировки профессиональных танцоров, сегодня они широко используются в фитнесе. Освоить их вы можете самостоятельно, но лучше сделать это под руководством опытных специалистов с соответствующим балетным образованием. Такую возможность вам предоставляет студия классического танца «Мастерская балета» Егора Симачева – одного из ведущих артистов отечественной театральной сцены.