АО «Авиапредприятие «Алтай» снова взялось за поиски компании, которая подсчитает рыночную стоимость акций общества в рамках подготовки к запланированной допэмиссии. Победитель должен определиться уже в начале сентября, указано на сайте Госзакупок. Интересно, что на сей раз заказчик просит посчитать еще и стоимость ценных бумаг по состоянию на «доковидные» времена. Вероятно, именно этой цифрой, как более высокой, власти будут руководствоваться, расставаясь со своим положением владельца ценных бумаг — предполагается, что новый пакет целиком выкупит холдинг «Новапорт».
30 июля текущего года «Авиапредприятие Алтай» объявило закупку в форме запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по проведению оценки рыночной стоимости 100 % пакета обыкновенных именных бездокументарных акций и одной обыкновенной именной бездокументарной акции АО. Этап приема заявок был недолгим – лишь до 11 августа. Итоги же комиссия должна будет подвести 7 сентября текущего года. Будущему победителю предстоит через 80 дней после заключения контракта назвать рыночную стоимость указанных ценных бумаг, притом сразу в двух позициях: по состоянию на 1 июля 2021 года и на 31 декабря 2019 года. Как анонсировали региональные власти, после этого встанет возможным провести допэмиссию ценных бумаг — этот пакет планируется продать инвестору, а доля правительства Алтайского края сократится с 52 % до 25 % плюс одна акция.
Максимальная стоимость работ – 353 850 рублей. Это немного больше, чем начальная цена предыдущей аналогичной закупки (тогда стоимость составляла 350 тысяч рублей), итоги которой пришлось отменить из-за претензий ФАС. В мае победителем была названа московская группа компаний «Декарт», которая должна была оценить стоимость акций за 138 тысяч рублей и установила срок исполнения в 20 дней. По жалобе одного из участников процедуры ООО «Элит-Оценка» (Ростов-на-Дону) антимонопольщики выдали предписание об аннулировании тендера. «Авиапредприятие «Алтай», по мнению ФАС, допустило нарушение закона при оценке заявок компаний по одному из критериев. Интересно, что организация не стала оспаривать действия ведомства.
Возможно, такое решение принято из-за того, что допэмиссия и так сильно затянулась — процесс был анонсировал еще в 2019 году. Наблюдатели полагали, что именно перипетии с антимонопольщиками могли затормозить сделку, поскольку изначально предложенная властями непубличная схема продажи акций холдингу «Новапорт» могла их не устроить. Но зампред правительства Алтайского края Александр Климин уверяет, что дело обстоит несколько иначе. По его словам, которые приводит «Российская газета», гендиректор «Авиапредприятия «Алтай» был готов в суде доказывать законность прошедших конкурсных процедур, но в итоге проявил смирение и принял позицию ФАС.
Решающую же роль в сдвиге сроков допэмиссии, по утверждению Климина, сыграла пандемия коронавируса. «Она сильно повлияла на пассажиропоток нашего аэропорта. В 2019 году он составил 530 тысяч человек, в 2020 — порядка 280 тысяч. В первые месяцы ковидных ограничений вообще не было нормального авиасообщения. Такая ситуация подтолкнула к проведению оценки стоимости стопроцентного пакета акций «Авиапредприятия «Алтай». Понятно, что работающее на полную мощность предприятие с пассажиропотоком в полмиллиона человек стоит гораздо дороже, чем с вдвое меньшей загрузкой и непонятными перспективами. Мы решили определить две стоимости: доковидную и на момент проведения оценки», — пояснил Климин РГ. При этом он отметил, что власти ориентируют потенциального покупателя в лице «Новапорта» именно на доковидную стоимость, и представители компании якобы относятся к этому «с пониманием».
Ранее, 13 августа текущего года, Климин рассказывал, что проекты инвестиционного соглашения и договора купли-продажи уже разработаны, а в ФАС России получено положительное решение по сделке, хотя ранее ее параметры не устроили транспортную прокуратуру. По всей видимости, как и было обещано, их пересмотрели, но в какой части, опять же не раскрывается. Наблюдатели не исключают, что в правительстве региона все же решили выйти на публичную сделку, но, чтобы отсеять потенциальных конкурентов «Новапорта», собираются установить цену повыше.
Тем не менее в крае бытует мнение, что помешать «Новапорту» могут конкуренты по аэровокзальному бизнесу, пишет «Российская газета». Но критики этой версии уверены, что конкурентам интересны аэропорты с пассажиропотоком не менее миллиона человек, а Барнаулу до этого списка пока далеко (к слову, это, пожалуй, главная причина того, что краевой центр перестал интересовать такого авиаперевозчика, как «Аэрофлот»). Стоит также напомнить, что главные аэропорты Западной Сибири (в частности, новосибирский, томский и кемеровский) уже входят в сеть «Новапорта».
Отдельный вопрос — аэропорт в Горно-Алтайске, с открытием которого туристы, которых привлекают красоты Республики Алтай, теперь предпочитают добираться туда напрямую, минуя Барнаул. «Не вижу здесь какой-то проблемы. Хорошо, что туристы могут добираться к нашим соседям без лишней пересадки. Мы потеряли очень небольшую часть пассажиропотока. Алтайский край — прежде всего огромная агропромышленная территория. После планируемой реконструкции аэровокзального комплекса он будет способен обслуживать два миллиона человек в год», — заявил РГ Александр Климин.
Напомним, что ранее рыночная цена одной акции АО «Авиапредприятие Алтай» составляла 1912 рублей, а полный пакет оценивался в сумму порядка 600-700 млн рублей. Предполагается, что после уточнения стоимости правительство региона (на данный момент держит 52 % акций) выйдет с холдингом «Новапорт» (48 % акций) на сделку, подразумевающую допэмиссию ценных бумаг, которые продадут компании, после чего контрольный пакет в размере 75 % минус одна акция будет за холдингом. Он готов инвестировать около 2,8 млрд рублей в строительство нового международного терминала с большей пропускной способностью. Помимо этого, перемены в структуре собственников могут повлиять на цены билетов и развитость сети маршрутов, поскольку «Новапорт» имеет прямой контакт с авиакомпаниями. Как известно, у краевых чиновников и представителей АО с этим имеются проблемы, и в последние годы авиаперевозчики массово уходят из барнаульского аэровокзала. Изначально предполагалось, что вся процедура завершится в 2021 году и холдинг приступит к реализации своих задумок, однако не исключено, что стороны выйдут на финишную прямую по сделке уже 2022 году.