Исполнители госконтрактов и участники национальных проектов в Алтайском крае накопили почти 1 млрд рублей налоговых рисков. Еще на 600 млн рублей рискуют получить доначисления крупные социально-значимые бизнес-структуры региона, получающие господдержку. Как рассказал руководитель УФНС России по Алтайскому краю Юрий Куриленко, это связано с серыми схемами, которые предприниматели используют для сокращения собственных налоговых обязательств.

Как рассказал губернатор Алтайского края Виктор Томенко на заседании правительства региона 4 августа, ранее он вместе с Юрием Куриленко обсуждал финансовые итоги I полугодия, и в результате они обратили внимание на довольно серьезную проблему «налоговой оптимизации» со стороны предпринимателей. Куриленко объяснил, что речь идет о схемах, которые используют плательщики в Алтайском крае для минимизации своих отчислений.

В основном бизнесмены занижают налоговые обязательства путем заявления вычетов и расходов по сделкам с фиктивными фирмами-однодневками. Основная их цель – занижение налогооблагаемой базы по НДС и, соответственно, по налогу на прибыль организаций параллельно с выводом денежных средств из оборота и их обналичиваем. «Если раньше выгодополучатели использовали в таких конструкциях отдельно взятые разрозненные организации, то на протяжении последних пяти лет формируются целые компании, которые предоставляют такого рода услуги. Мы называем их площадками. Это группы лиц, в которые, наряду с юрлицами, входят и физлица, и индивидуальные предприниматели, действия которых согласованы и направленны на декларирование недостоверных сведений о хозяйственной деятельности, оформлении фиктивных документов и совершении незаконных финансовых операций и так далее», — объяснил руководитель управления налоговой службы. Кроме того, по его словам, такими расчетами с проблемными контрагентами чаще всего прикрывают вывод фонда серой заработной платы, которая официально не декларируется, не облагается страховыми и иными взносами.

Такими схемами, как следует из доклада Куриленко, пользуются и компании, которые занимаются исполнением госконтрактов или каких-либо работ в рамках национальных проектов в Алтайском крае. Так, сумма налоговых рисков, то есть вероятной переоценки налоговых обязательств по тем или иным хозяйственным операциям, для компаний, участвующих в реализации таких нацпроектов, как «Жилье и городская среда», «Экология» и «Здравоохранение», составляет 500 млн рублей, для участников нацпроектов в сфере дорожного строительства — 260 млн рублей, для прочих – 160 млн рублей. Сумма налоговых рисков для крупных социально значимых для региона бизнес-структур, получающих господдержку, составляет около 600 млн рублей.  

По данным Куриленко, фирмы активно минимизируют обязательства, выводят государственные средства путем завышения стоимости работ, поставщики услуг заключают договоры субподряда с фирмами однодневками, которые на деле не выполняют никаких работ и не поставляют никаких услуг. По факту контракт исполняют незарегистрированные лица. Когда дело доходит до объяснений с налоговой, плательщики рассказывают, что они будто бы стали жертвами недобросовестного контрагента, либо каких-либо форс-мажорных обстоятельств, сложившихся на рынке при осуществлении сделок.

Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:

С таким отношением к исполнению всех законных требований к ведению бизнеса мы как правительство региона согласиться никак не можем, и будем всячески этому противодействовать. Бороться с этим будем всеми инструментами, которые у нас есть, в том числе на межведомственном уровне вместе с федеральными органами власти, которые работают на территории края. В конечном итоге все это заканчивается уголовными делами, большими штрафами, иногда банкротством или остановками предприятий, потерянной работой для людей, потерями доходов для бюджета.

Куриленко со своей стороны рассказал, что работа с нарушителями закона проводится. За последние 3,5 года налоговая служба направила в органы правопорядка больше 700 материалов по признакам преступлений в сфере государственной регистрации, было возбуждено 300 уголовных дел и вынесено 138 приговоров.

Однако же чиновник отметил, что все это бьет лишь по самой верхушке. «Отвечают в итоге так называемые «дропы» – просто подставные люди. Мы просто боремся с гидрой: голову рубим – две выросло. Потому что есть спрос на эти услуги», — посетовал он, упомянув, что сейчас законодательство не предусматривает уголовной ответственности для группы лиц, которая занимается реализацией описанных выше схем.

Помимо инициирования уголовного преследования, УФНС ведет борьбу и иными методами. Несмотря на снижение числа выездных проверок налогоплательщиков за последние годы, их эффективность существенно выросла благодаря технологичным способам контроля деятельности хозяйствующего субъекта. Сейчас на тысячу предприятий осуществляется одна выездная проверка, то есть около 0,08 % юрлиц, действующих в крае. С остальными же удается решить вопрос удаленно. Таким образом в 2020 году налогоплательщики доначислили больше 3 млрд рублей.

По оценке Виктора Томенко, рассмотренная тема является важной для широкого круга предпринимателей и жителей Алтайского края. Губернатор поручил руководителям органов исполнительной власти края подключиться к решению проблемы, выстраивать эту работу совместно с Управлением налоговой службы по Алтайскому краю и другими ведомствами.