Жители алтайских сел, которые ведут домашнее хозяйство, опасаются, что с 1 июля закупочные цены на молоко еще больше снизятся, хотя и по нынешним меркам вырученных денег едва хватает, чтобы покрыть расходы крестьян. Как сообщила «Алтайская правда», о плановом снижении цен фермеров и глав КФХ предупредили сборщики молока. Между тем у антимонопольной службы и у властей региона и так возникают к ним вопросы по этому поводу. Не исключено, что скупщиков могут привлечь к ответственности.
Журналисты краевого официоза пообщались с представителями фермерских хозяйств в Шипуновском районе. Глава Самсоновского сельсовета Наталья Пахомова рассказала, что на территории, где проживает около 900 человек, работают три КФХ – Долженко, Еремина и Энгельки, а у каждой второй семьи свое ЛПХ. «Сегодня это самая распространенная форма занятости на селе. Если бы еще не свистопляска с ценами», – посетовала глава. По словам сельчан, очередное снижение приемочных цен всерьез ударило по их бюджету, а сейчас они ждут нового «сюрприза» от скупщиков, который может привести к разорению.
К примеру, в ЛПХ Савицких четыре коровы. Зимой, когда молоко скупали по 24 рубля за литр, они пополняли бюджет семьи на 20 тысяч рублей в месяц, поэтому подспорье было ощутимым. Однако к июню цены упали до 17 рублей, обнулив все старания аграриев. «Сейчас сдаем молоко на местный молокоприемный пункт за бесценок, с весны цена за литр упала на 7 рублей, до критической отметки. А ведь для многих сельских семей ЛПХ – единственный источник дохода. Вот и получается, что без хозяйства не прожить, а с ним еще попробуй выживи», – поделились мыслями Савицкие. При этом у них две дочери: старшая учится в кооперативном техникуме, а младшая в этом году пойдет в школу, поэтому расходы у супругов не маленькие. «Надо студентке помогать, она в городе на съемном жилье, а это не менее 15 тысяч рублей каждый месяц. Маленькую в первый класс собрать – еще 25–30 тысяч. Мы считаем самое необходимое, без излишеств», — пояснили сельчане.
В другом хозяйстве — Натальи и Владимира Лопатиных — три коровы. У женщины после 25 лет работы дояркой 12 тысяч рублей пенсии и скромная доплата ветерана труда. Поэтому от ЛПХ супруги отказываться не спешат. «Ребятишек на ноги поставили, теперь внукам надо помогать. Поэтому хозяйство будем держать, пока ноги ходят», — заявили они. Также крестьяне выразили недовольство политикой сборщиков молока. «Скажите, где логика? Перекупы забирают у нас за бесценок цельное молоко с жирностью гораздо выше базовой, затем на молзаводах его разводят до 2,5 %, и продают в четыре раза дороже. Для нас-то точно овчинка выделки не стоит», – возмутилась Наталья Лопатина.
Жители села рассказали, что продукцию теперь отдают по себестоимости. По их подсчетам, тюк сена весом 3 центнера стоит 3 тысячи рублей, а одной корове на зиму необходимо 10 таких тюков. Плюс животным требуется купить мешки добавок – гранул для сбалансированного рациона — каждый более 600 рублей. Как объяснили местные жители, раньше их выручали сенокосы, а сейчас нет ни свободных угодий, ни сил на их обработку. Между тем выпас одной головы КРС обходится в 350 рублей в месяц, а значит, больше тысячи за сезон. Плюс недешевые услуги ветеринара, ведь молоко принимают только у здоровых коров, а также плата за прививки, сертификаты, лечение и пр.
Эксперты советуют владельцам ЛПХ объединяться в кооперативы, но крестьяне не спешат. «Это не про нас, мы – мелкие сошки, слишком мало сдаем молока. К тому же, стоит нам объединиться – появится море проверяющих. Работать некогда будет», — пояснили женщины.
Тем временем мнение по этому поводу высказал заместитель председателя АКЗС, председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. По его словам, парламентарии не раз предлагали переработчикам установить средневзвешенную годовую цену, но те не согласились. «Услуги по закупу сырого молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы госвласти имеют право устанавливать цены (тарифы), участники товарного рынка самостоятельно формируют их, исходя из собственных затрат. При закупке у населения молока должен составляться договор с указанием цены. Учитывая, что такой сбор имеет высокую социальную значимость, наш комитет обратился в УФАС по Алтайскому краю с просьбой провести проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства», — заявил Серов.
Он также высказал мысль об объединении ЛПХ в кооперативы ради стабилизации цен на молоко. «В настоящее время в крае уделяется большое внимание развитию сельхозкооперации, предоставляются гранты, субсидии», — добавил депутат.
Напомним, что обращения по поводу снижения закупочных цен на молоко с весны поступают из Волчихинского, Егорьевского, Ключевского, Краснощековского, Курьинского, Новичихинского, Поспелихинского, Рубцовского, Шипуновского районов. Сразу же при поступлении сигналов в середине мая текущего года Алтайпищепром, проверив достоверность информации, направил обращение в УФАС. Сейчас ведомство проводит проверки в Волчихинском, Егорьевском, Ключевском, Краснощековском, Новичихинском, Петропавловском, Поспелихинском, Рубцовском и Шипуновском районах. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства в части возможного заключения ценового сговора со стороны переработчиков молочной продукции к ним будут применены соответствующие меры антимонопольного реагирования.
Напомним, что в прошлом году также были такие факты, виновные были привлечены к ответственности. Речь в том числе шла о нарушениях со стороны крупных предприятий, например, АО «Барнаульский молочный комбинат». Тогда ответчики, отрицая сговор и объясняя снижение цен сезонным колебанием и конъюнктурой рынка, документально подтвердить наличие объективных условий и фактов, в равной степени влияющих на синхронность ценовой политики по установлению одинаковых цен, не смогли, — констатировали в региональном управлении ФАС России.