«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

Мощность объемного взрыва могла доходить до 12 килотонн, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).

Также 4 июня Международный день очистки водоемов, День мелиоратора и День Святой Троицы, а также в этот день в 1916 году во время Первой мировой войны начался Брусиловский прорыв русской армии, а в 1962 году на экраны СССР вышел первый номер сатирического киножурнала «Фитиль».

Подробнее поговорим о событиях 4 июня 1989 года, когда в СССР под Уфой произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа. Железнодорожная катастрофа под Уфой (Ашинская трагедия)  произошла в воскресенье 4 июня 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) 1989 года на Транссибирской магистрали в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 километрах от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк.

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошел мощный взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, еще 623 получили ранения. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР, а также еще 8 союзных республик.

По чудовищному совпадению за год до этой катастрофы, день в день (4 июня 1988 года), произошла крупная железнодорожная катастрофа в Арзамасе.

Предшествующие обстоятельства

Строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 километра было санкционировано постановлением Совета министров СССР в 1981 году. Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983—1984 годах, но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод.

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

Техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано.

Трасса трубопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырех местах, электрифицированные. Среди них — Транссибирская магистраль с большим грузопотоком. После катастрофы трубопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Катастрофа

На трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию легких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль.

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», так как плотность их паров выше, чем у воздуха.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (видимо, подразумевался запах бензина, так как трубопроводный природный газ сам по себе без запаха), но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемеза) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) прогремел мощный объемный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Вследствие опоздания, два поезда оказались на этом месте перегона одновременно.

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов сильно обгорели снаружи и полностью выгорели внутри. По официальным данным, погибли 575 человек (по другим данным — 645 человек), включая 9 хоккеистов юниорской команды «Трактор-73»; 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших: 181 человек.

Воспламенение большого объема газа, распределенного в пространстве, имело характер объемного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим оценкам, мощность объемного взрыва могла доходить до 12 килотонн, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 километров. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей и 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров.

К тому же место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселенном районе с горно-таежной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено.

Ликвидация последствий

Сразу после катастрофы выжившие начали помогать друг другу покинуть вагоны и место трагедии. Часть раненых смогла самостоятельно добраться до ближайших населенных пунктов. Первыми на место катастрофы прибыли жители близлежащих населенных пунктов, в них же осуществлялась и временная эвакуация и первая помощь части пострадавших.

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

«Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошел. От деревьев остались черные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы…», — вспоминал впоследствии Алексей Годок, первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги.

Из-за большого количества пострадавших с тяжелыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы (в том числе авиатранспортом). Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей. По сей день данное происшествие считается самым крупным по количеству ожоговых больных в истории современной России.

Врач-реаниматолог областной клинической больницы Владислав Загребенко вспоминал: «Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжелому будешь помогать, ты потеряешь двадцать (которых можно успеть спасти). Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестер же столько не наберешь, и еще была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, все, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтерами. Вся Аша поднялась на помощь».

«Ашинская Хиросима»: 4 июня 1989 года произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

В 1992 году на месте трагедии был сооружен мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги.

После этой катастрофы появилась инструкция для всех машинистов: почувствовав запах газа — сразу же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. К сожалению, для этого понадобился столь страшный урок.