Депутаты Госсобрания Республики Алтай в ходе очередной XIV сессии, состоявшейся 11 декабря 2020 года, во втором и окончательном чтении приняли региональный бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Народные избранники в целом демонстрировали куда большую сговорчивость и конструктивность, чем на прошлых заседаниях. Объяснить это, вероятно, можно тем, что глава региона Олег Хорохордин сам не так давно пошел дорогой примирения и за последнее время уже сделал несколько реверансов в сторону депутатского корпуса. Инсайдеры полагают, что эта «оттепель» в отношениях между двумя ветвями власти в регионе может быть обусловлена позицией Кремля.

Как рассказала на сессии министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова, ко второму чтению бюджет на 2021 год прирос на 3,535 млрд рублей, преимущественно, за счет средств федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы были скорректированы на 383 млн рублей в связи с изменениями норматива отчислений доходов от акцизов на нефтепродукты между бюджетами субъектов РФ. Расходная часть бюджета ко второму чтению приросла на такую же сумму. Таким образом, планируемый объем доходов составит на 2021 год 25,107 млрд рублей, на 2022 год – 22,597 млрд рублей, на 2023 год – 21,606 млрд рублей. Расходы республиканского бюджета Республики Алтай составят: на 2021 год – 25,217 млрд рублей, на 2022 год – 22,680 млрд рублей, а на 2023 год – 21,657 млрд рублей. Дефицит в следующем году, таким образом, составит немногим более 100 млн рублей.

В большинстве своем народные избранники поддержали проект бюджета. С критикой документа выступили только коммунисты. Лидер фракции КПРФ Виктор Ромашкин объяснил консолидированную позицию своих товарищей, которые решили голосовать «против». «Коллеги, наша фракция не разделяет вашего оптимизма. Собственных доходов у нас менее 30 %. Основным бюджетообразующим источником по налогам являются НДФЛ и акцизы. Налог на прибыль на протяжении четырех лет остается на одних и тех же отметках. В бюджет закладывается плановое снижение как доходов, так и расходов. На развитие экономического блока денег в бюджете почти нет», — прокомментировал коммунист. Он также отметил, что в бюджете не предусмотрена индексация выплат для некоторых категорий бюджетников, что, по мнению КПРФ, провоцирует отток специалистов.

В итоге законопроект о республиканском бюджете был принят во втором и окончательном чтении. «За» принятие бюджета высказались 34 депутата, «против» — лишь четверо, и один воздержался. Очевидно, свою роль здесь сыграло то, что в правительстве учли часть пожеланий парламентариев к содержанию статей бюджета. Те же предложения, что не были учтены, власти пообещали рассмотреть в случае поступления дополнительных средств. Кроме того, бюджетом был предусмотрен так называемый «депутатский миллион» — в рамках этой инициативы народным избранникам посулили денежные субсидии для решения проблем на их округах. Впрочем, пока ни у кого нет четкого понимания, как этот механизм будет работать. Сложно сказать, просили ли о «депутатском миллионе» сами народные избранники на момент подготовки проекта бюджета ко второму чтению. Есть основания полагать, что это было инициативой правительства Республики Алтай, которое просто решило сделать очередной «реверанс» в сторону «мятежного» депутатского корпуса.

К таким примиряющим шагам наблюдатели относят и грядущее увольнение руководителя единого аппарата правительства и главы Республики Алтай Анатолия Донского, и приглашение к диалогу при разработке бюджета, и «изгнание» из региона советника главы республики по политическим вопросам Валерия Барабанова, который всего за пару недель работы в РА успел устроить несколько скандалов с угрозами, поступавшими депутатам и их семьям. При этом пойти на мировую правительство и его председатель Олег Хорохордин были вынуждены скорее не из-за реальной угрозы дестабилизации ситуации в регионе силами оппозиционных депутатов, а лишь по указанию из Москвы. Источники «Банкфакса» полагают, что Олег Хорохордин получил инструкции из Кремля, в соответствии с которыми разгоревшийся конфликт между парламентом и правительством должен был быть улажен. Это косвенно подтверждается тем, что другие вопросы повестки также обсуждались в нейтральном тоне, стороны не доходили до прямой критики, и даже сам Хорохордин был дружелюбен к депутатам, что бывает далеко не всегда.

Вероятно, Олег Хорохордин и члены правительства решили встать на путь переговоров и сотрудничества с депутатами и национальными элитами. Примером могло бы служить даже то, что на сессии был отклонен законопроект «О присвоении наименований географическим объектам на территории Республики Алтай», которым предполагалось дать безымянным вершинам имена альпинистов. Причиной стало возмущение коренного населения, по мнению которого безымянных гор в республике нет, и все они давно имеют устоявшиеся традиционные названия.

В целом Олег Хорохордин демонстрировал всяческую готовность вести диалог и не пытался с позиции силы продавливать то или иное решение вопросов. К примеру, он отметил, что не согласен с депутатами по поводу необходимости организации работы медвытрезвителя в Республике Алтай. По его мнению, куда лучшим решением было бы направить те же ресурсы на пропаганду здорового образа жизни и строительство спортивных объектов. Однако же он отметил, что, если депутаты считают, что в подобном заведении есть необходимость, то он готов более подробно обсудить ситуацию. Впрочем, с его стороны прозвучал и намек депутатам об их ответственности за взятую на себя инициативу. Хорохордин отметил, что помимо предложений о том, куда стоит направить деньги, депутатам стоило бы указывать и то, из какой статьи расходов их можно было бы «отщипнуть».