ОАО «РЖД» ищет короткие пути железнодорожного сообщения с Китаем. В данный момент наиболее перспективной возможностью для строительства новой ветки монополист видит небольшой участок границы между Республикой Алтай и Поднебесной, пишет «Коммерсантъ». Однако основной загвоздкой этого плана является сложный гористый рельеф, для преодоления которого ранее предлагали строить тоннели, а теперь задумали строительство эстакады.

Замгендиректора РЖД Алексей Шило рассказал изданию, что компания рассматривает возможность строительства пограничного перехода на западном участке границы с Китаем. Речь идет об отрезке в 55 км в Республике Алтай, который расположен в коридоре между Казахстаном и Монголией. Он граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР.

Представитель монополиста отметил, что рассматриваются и другие варианты, например, развитие сети через Казахстан и Монголию или переход в районе Приаргунска в Забайкальском крае. Однако такие варианты компанию не совсем устраивают. «Идеально, конечно, было бы для сети ОАО «РЖД» не концентрировать все эти пункты пропуска на Дальнем Востоке, потому что достаточно большое расстояние приходится преодолевать по БАМу и Транссибу и в целом там достаточно других узких мест», — отметил Шило. Он напомнил, что проход через Алтай является самым коротким выходом в Китай.

Топ-менеджер также рассказал, что тоннель в горах может обойтись очень дорого, но строительство железной дороги на эстакадах, возможно, в итоге окупится за счет полученных преимуществ. Впрочем, пока этот вопрос с Пекином не обсуждался, сказал Алексей Шило, добавив, что КНР проложить свой участок будет гораздо проще.

Отмечается, что тема короткого пути в Поднебесную обсуждалась еще в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», который позднее превратился в «Силу Сибири — 2» и планировался в том же направлении. Предполагалось, что он пройдет через алтайское плато Укок, за которое вступилась ЮНЕСКО. Пока от этой идеи отказались и начали проектировать транзитную ветку в обход через Монголию в Китай.

Ранее также звучали идеи о включении железной дороги через Горный Алтай в масштабный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» – железнодорожного коридора, который должен соединить транспортные сети Европы и Азии. Протяженность линии «Пекин – Москва – Берлин» должна составить 9447 км. Стоимость российского участка оценивалась в 3,58 трлн рублей, первым отрезком магистрали должна была стать дорога Москва – Казань, цену которой оценивали в 1,7 трлн рублей. Запустить ее планировали до 2024 года, но в 2019 году из соображений экономической целесообразности президент Владимир Путин решил отложить этот проект и сконцентрировать средства на ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», которую могут начать прокладывать уже в этом году. Иными словами, в евразийскую ветку коридор в Китай через Алтай также пока не вписывается.

Как бы то ни было, в РЖД считают, что России необходимо в перспективе увеличить количество выходов в КНР. «Мы понимаем, что товарообмен будет расти, эпидемиологическая ситуация будет улучшаться. И рано или поздно мы подойдем к тому, что нужно будет построить дополнительный пункт пропуска», — сказал Алексей Шило. В то же время он отметил, что за первый квартал 2021 года объем перевозок по китайским направлениям снизился на 0,2 %. В марте они упали на 15,8 %, в первые дни апреля эта тенденция также продолжилась. Однако в компании считают, что ситуация в будущем должна исправиться.

Между тем специалисты отмечают, что в данный момент РЖД испытывает дефицит мощностей. Однако по словам замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимира Савчука, проект «алтайской» ветки до Китая отнесен в будущее, в связи с чем эта проблема с ресурсами может потерять свою актуальность. Впрочем, он считает, что основным вопросом в этой ситуации является нагрузка нового маршрута. По его оценке, базовым грузом, скорее всего, будут контейнеры. Если ориентироваться на такой транзит, то возникают новые вопросы. Как отмечает Савчук, большие объемы перевозок из КНР не означают, что их поток удастся направить в Европу, где инфраструктура железных дорог ограничена.

Добавим, что озвученные планы РДЖ по освоению алтайского направления могут показаться излишне амбициозными не только из-за особенностей горного рельефа и дороговизны проекта, но и по причине скудной развитости железнодорожной сети. В данный момент в Республике Алтай ее нет. Идеи построить ветку от Бийска до Горно-Алтайска звучали еще во времена СССР. Начало строительства неоднократно анонсировали и в XXI веке, а в последний раз эту тему в 2019 году поднимал еще до своего избрания губернатором Олег Хорохордин. Пока дальше разговоров дело не продвинулось.