Четырнадцатый день месяца Ияр (15 мая в 2022 году) это особый праздничный день. называемый Песах-Шени, или Второй Песах. Торжество наступает точно через месяц после Эрев-Песах (день накануне Песаха). В нашем материале о главных традициях, особенностях и истории торжества.

История еврейского праздника Песах-Шейни

В Эрев Песах, 14 Нисана, был днем, когда в Храме приносились пасхальные жертвы – Корбан Песах. Только ритуально чистые могли приносить пасхального ягненка. Всякий, кто был нечист (например, дотрагивался до покойника) не мог приносить жертву.

Еврейский праздник Песах-Шейни — 2022: главные традиции и особенности, история

Для того, чтобы не лишать людей возможности выполнить великую мицву и порадоваться празднику Песах, Б-г постановил, что те, кто не могли принести пасхальную жертву вовремя, по причине нечистоты или из-за того, что находились слишком далеко от Храма, должны сделать жертвоприношение месяцем позже, 14 Ияра, и есть жертву с мацой и горькими травами.

Впервые второй Песах соблюдался на второй год после выхода народа Израиля из Египта. Когда подошел Песах, те мужчины, что несли останки Иосифа из Египта в Землю Обетованную, оказались нечисты и не имели права приносить пасхальные жертвы с остальными людьми в должное время. Тогда они пришли к Моше и спросили его, как им быть, ведь им тоже хотелось порадоваться празднику Песах. Именно тогда Б-г дал нам закон о Песах-Шени.

Известно высказывание шестого Любавичского Ребе, рабби Йосеф-Ицхака Шнеерсона о том, что Песах-Шени учит нас тому, что нельзя отчаиваться, все можно исправить, нет ничего непоправимого.

Традиции и особенности еврейского праздника

Уже давно распространился обычай отметить Песах-Шени трапезой с мацой. Некоторые даже делают в ночь на 15 ияра идентичный Седер Песах, как и в ночь 15 нисана (правда хамец в доме остается и даже может присутствовать на столе). Покаянную молитву Таханун не говорят 14 Ияра, а многие не говорят и 15. Некоторые вообще празднуют целую неделю, т.к. в Раая Мээмна4 сказано, что после Песах-Шени тоже есть неделя хол-амоэд.

Есть спор среди мудрецов – можно ли поститься 14 Ияра (иногда на него выпадает один из трех послепраздничных постов). Известно, что в первых поколениях хасидизма это было одним из столпов преткновения и причин гонения на хасидов – ведь они не постились в Песах-Шени, если он выпал на такой пост, а устраивали праздничную трапезу. За это митнагдим Минска даже изгнали рабби Менахема Мендела Витебскера!

Стоит упомянуть сказанное в трактате Софрим5 о важности изучения Торы, связанного с конкретным празником в тот самый праздник – ведь этим мы как-бы отстраивает жертвенник и приносим жертву. Подробно про то, что учеба заменяет действие, невозможное в наши дни, сказано в самом конце трактата Эрувин и в Сангедрин, 101а; см. также Каф Ахаим, 429:6.

Кроме всего вышеописанного к 14 Ияра имеют отношение еще несколько обычаев, связанных с различными событиями еврейской истории.

  • Существовал древний обычай посещать 14 Ияра могилы Гилеля и Шамая на горе Мерон.

В кунтрасе «Эйлэ Амасаот», который написал один из учеников рабби Йехтэля из Парижа, которого он послал в Святую Землю, сказано: “На горе Мерон есть пещера Гилеля, Шамая и их учеников – всего 32 могилы. Там собираются евреи в Песах-Шени и молятся там и читают Теилим. А когда появляется там вода внутри пещеры – то все радуются, т.к. это добрый знак, что год будет благостовенным. И много раз, когда воды не было, появлялась она внезапно во время молитвы”.

В кунтрасе «Масаот Беэрэц Исраэль» рассказывается, что внук Рамбама – рабби Давид Анагид – бежал в Святую Землю из Египта из-за гонений со стороны противников учения его деда. “Однажды он молился в пещере Гилеля и из стены потекла холодная вода. Тогда встал рабби Давид и предал анафеме гонителей. В тот день умерло в Египте 500 гонителей, а через два месяца и семьи их исчезли с лица Земли.”

  • Обычай 14 Ияра посещать могилу рабби Йеуды бар Илаи, что в деревне Эйн Зейтун у подножия горы Мерон.

В «Шаарэй Йерушалаим» и многих других хрониках приводится обычай жителей Цфата в Песах-Шени зажигать огонь и свечи на могиле рабби Йеуды бар Илаи, а также на могилах рабби Круспедая и рабби Йоси Сарагоси. Скорее всего, этот обычай является последствием предыдущего, когда евреи, возвращаясь с молитвы о ниспослании хорошего года в пещере Гилеля, проходили мимо этих могил по дороге домой в Цфат.

Из-за этого обычая появилось не имеющее под собой оснований понятие “илулы” (празднования дня кончины) таны рабби Йеуды бар Илаи 14 Ияра – по аналогии с илулой Рашби 18 ияра, в Лаг-Баомер.

  • Обычай 14 Ияра посещать могилу рабби Меира Баал Анес, что в Тверии.

Это самый молодой обычай (относительно предыдущих). В 1837 году на севере Святой Земли было сильное землятрясение, и два камня-жернова, что отмечали место могилы таны рабби Меира разбросало по склону, и точное место могилы забылось. Через много лет, зимой 1867 года, какой-то пастух однажды заснул на одном из камней, и во сне к нему пришел рабби Меир и сказал, что его могила на том месте, где он спит. Раввины Тверии (рав Хаим Абулафия, рав Шломо Мамо и рав Давид Ситъон) решили это проверить и послали людей копать под тем камнем. Обнаружили пещеру – и в тот момент пастух умер, что было воспринято как знак. В месяце Шват того же года решили вновь установить оба огромных камня над этой пещерой, но никак не могли поднять второй камень. К вечеру на глазах у всех этот камень сам покатился и встал ровно поверх первого, что уже стоял над пещерой. Это чудо засвидетельствовали 12 раввинов Тверии (например в письме к Сдэй Хэмэд). В первом Адаре начали строить синагогу над могилой, и стройка закончилась 14 Ияра. В тот день на могиле рабби Меира было большое веселье, наподобие веселья в честь Рашби на горе Мерон 18 ияра. Тогда же раввины Тверии решили ежегодно в Песах-Шени собираться на могиле рабби Мэира.6

<!—