Политика двойных стандартов
Госдеп США разместил в Твиттере пост, которым осуждаются судебные процессы над жителями Приднестровья Геннадием Чорбой и Михаилом Ермураки, которых тираспольский режим приговорил по статье за «оскорбление» Вадима Красносельского, президента Приднестровья
Speaking out is not a crime.
The U.S. condemns the convictions of Ghenadie Ciorba and Mihail Ermurachi on politically motivated charges for exercising their freedoms of expression and assembly. We call on de facto authorities in Transnistria to release them immediately.
— Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor (@StateDRL) July 22, 2021
Госдепартамент США решил напомнить о себе
— Выражение мнения — это не преступление. США осуждает приговоры Геннадию Чорбе и Михаилу Ермураки, вынесенные по политически мотивированным обвинениям из-за того, что они воспользовались своим правом на выражение мнения и собрания, — говорится в заявлении бюро Госдепа США, опубликованном 22 июля.
Госдеп призвал «фактические власти Приднестровья немедленно их освободить».
По большому счету, весьма абсурдно выглядит это заявление, сделанное ведомством той страны, которая вот уже несколько месяцев после победы Джо Байдена на президентских выборах проводит репрессивную политику в отношении сторонников бывшего главы государства Дональда Трампа – вплоть до «общественных требований» не пускать трампистов на борт самолета. Тем не менее, пассаж, озвученный Госдепом, может лечь в основу череды действий, направленных на усиление давления в отношении Приднестровье и его жителей с учетом хорошо подготовленных для этого на региональном уровне президентов Молдовы и Украины Майи Санду и Владимира Зеленского. Остается лишь гадать, когда и в ответ на что именно лояльное России Приднестровье попадет под раздачу в контексте кажущейся вечной шахматной партии между Москвой и Вашингтоном, и какие ответные меры будет в состоянии предпринять Кремль ради более 200 тысяч граждан РФ, живущих на левобережье Днестра.
К слову, практика требований одного государства в адрес властей другого государства или непризнанного режима, в принципе, вполне демократична и современна. Надо бы присоветовать местной молдавской власти потребовать что-нибудь у США. Например, безвиза. Или помощи в поимке Плахотнюка. Или в повышении зарплат бюджетникам. Или в отказе от претензий на землю Республиканского стадиона. Согласятся?
Последовательный хейтер?
Тюремный срок из двоих упомянутых «жертв приднестровского режима», кстати, получил только Геннадий Чорба. Дело Михаила Ермураки закончилось штрафом. Тираспольский суд 20 июля 2021 года вынес приговор по уголовному делу против Ермураки, которого обвиняли сразу по трем статьям — за «оскорбление» лидера непризнанной ПМР Вадима Красносельского, «отрицание положительной роли российских миротворцев» и «возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды». Ермураки признали виновным только в оскорблении Красносельского и приговорили к штрафу в 500 евро. По данным следствия, Ермураки в беседе с директором школы в Тирасполе назвал Красносельского «марионеткой» и «наемника». Директор сообщила об этом в органы. Ермураки – 70 лет. Обвинения против него были выдвинуты в феврале 2020 года после того, как он в приватной беседе поспорил с директором тираспольской школы Тамарой Гайдарлы о целесообразности установки в Тирасполе мемориальной доски памяти российского солдата, погибшего в Сирии и бывшего выпускником этой школы. Ермураки также были предъявлены обвинения в «разжигании межэтнической ненависти», которые позже были отозваны. Это было первое уголовное дело в Приднестровье, заведённое по принятому в непризнанной республике закону 2016 года, запрещающему гражданам Приднестровья публично критиковать российскую миротворческую миссию.
Геннадий Чорба
Во время приснопамятной дискуссии с директором школы та задавала Ермураки, по его словам, задавала «провокационные» вопросы, например, «Что было раньше — Молдова или Румыния?» и «На каком языке вы говорите — на молдавском или румынском?». Позиции, следующие, по логике, за этими вопросами, по большому счету являются определяющими для Приднестровья, как, хоть и непризнанного, но государства, а также для жителей региона, чья идентичность базируется на противодействии прорумынским националистам Кишинева, тезисах о существовании как молдавского, так и румынского языков и самостоятельном молдавском народе и, кроме того, на парадигме многовековых контактов с Россией. Правда, чаще всего в быту подобного рода вопросы не несут логичной аргументации и еще больше разжигают противоречия между людьми, не вникающими в суть тем.
В ответ на выпады директора Ермураки, уже известный среди местных жителей критическими взглядами на сам факт существования тираспольского режима, предложил директору прочесть написанный им ранее текст, где излагалась его позиция.
Михаил Ермураки
Директор школы тайком записала дискуссию на диктофон и передала запись в Министерство государственной безопасности Приднестровья — аналог ФСБ. Вскоре после «закрутилось» и уголовное дело.
— Меня обвинили в трех преступлениях: оскорбление президента ПМР, что категорически запрещено на оккупированной территории России; второе — оскорбление российских миротворцев, которых я называю оккупантами, и третье, наиболее абсурдное из них, — разжигание межнациональной расовой и религиозной ненависти на территории ПМР, — говорил Ермураки молдавской прессе.
Докатились до культа личности
В феврале 2021 года на сайте информационно-правового центра «Априори» появилось изложение обвинительного заключения по делу Михаила Ермураки. По версии обвинения, в 2006 году Ермураки написал статью «Осмысленно об очевидном в „ПМР“», в которой изложил критические взгляды на правительство самопровозглашённого Приднестровья и участие России в миротворческом процессе.
По данным обвинения, в процессе дискуссии с директором школы, по версии обвинения, Ермураки якобы использовал «ряд оскорбительных выражений» в адрес президента Приднестровья, в частности, «наемник», «марионетка», а также «иные заведомо ложные сведения относительно его деятельности». Из этого вытекает обвинение по статье 316-1 уголовного кодекса Приднестровья — «оскорбление президента Приднестровья».
Обвинительное заключение также утверждает, что представитель президента Приднестровья в органах власти Т. Харахалуп «показала, что президент ознакомился с публичными заявлениями Ермураки, посчитал их оскорбительными для себя, унижающими его как человека и представителя власти, подрывающими в глазах окружающих его президентский авторитет, и считает, что эти действия преступны».
Ермураки своей вины не признал и «пояснил, что обвинения против него выдвинуты незаконным органом, и что они лживы». Зря! Так он еще больше раззадорил следователей того международно непризнанного режима, который использует любой повод, чтобы громче заявить о себе
Личный враг министра
А 19 июля 2021 года вынесли приговор активисту Геннадию Чорбе из Рыбницы, которому дали 3 года и 3 месяца тюремного срока, признав виновным по статьям об «оскорблении» Красносельского, а также об «экстремизме».
В июле 2020 года в отношении Чорбы 1969 года рождения, организовавшего в том же месяце митинг в Рыбнице, было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 276 УК ПМР, сообщает пресс-центр МВД ПМР.
В действиях Геннадия Чорбы следствие усмотрело публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети Интернет. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде крупного штрафа (до 2 500 РУ МЗП — 46 тыс. руб.) или лишения свободы до 5 лет.
Митинг, о котором идет речь, состоялся 2 июля 2020 года. Собравшиеся жители Рыбницы, города на берегу Днестра (через мост – уже территория, подконтрольная Кишиневу – прим.ред.) были недовольны аннулированием выдаваемых властями непризнанной ПМР пропусков, позволявших им выезжать на работу на правый берег. Пропуски были аннулированы якобы из-за ухудшения ситуации с коронавирусом и стремления властей Приднестровья не допустить большего числа заражений. А так как Тирасполь действует в отношении Молдовы, как в отношении иностранного государства, пограничный режим непризнанной республики носит соответствующий характер.
Чорба утверждал, что не организовывал этот митинг. По его словам, люди стихийно собрались на мосту между Рыбницей и Резиной (городом в молдавской как официальной, так и фактической юрисдикции), потому что не могли попасть на работу. Правда, судя по многочисленным видеоматериалам в открытом доступе, именно Чорба был главным, так сказать, спикером митинга и участником словесной пикировки с тогдашним министром внутренних дел Приднестровья Русланом Мовой, прибывшим на место событий.
Пятерым участникам протеста выписали штрафы, а Чорба, которого милиция посчитала организатором, получил административный арест. Ранее подконтрольные местным властям телеканалы Приднестровья распространяли информацию о том, что Чорба якобы «откровенно издевался над медиками ковид-госпиталей», и в своих постах в социальных сетях недооценивал значение пандемии коронавируса. Все эти действия можно трактовать, как инициативу Руслана Мовы, которому очень сильно досталось в диалоге с Чорбой и другими жителями Рыбницы.
Чорба также считает Мову главным зачинщиков уголовных дел и инициатором обвинительного приговора. Вот уже четыре дня заключенный голодает, о чем уведомил в своем открытом письме в прессу.
Реакция Тирасполя
Между тем, во вторник в Министерстве иностранных дел непризнанной ПМР обратили внимание на заявление Бюро по вопросам демократии, прав человека и трудовых отношений Государственного департамента США.
— Упомянутые решения были приняты судебными органами в полном соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, которое едино для всех граждан страны. Указанные в заявлении лица обладают доступом ко всем процессуальным механизмам защиты своих прав и интересов, в том числе в судебном порядке самостоятельно и через своих законных представителей. Бесперспективна и неубедительна расстановка акцентов на отдельных фамилиях на фоне игнорирования действительно вопиющих случаев грубого нарушения Молдовой прав граждан Приднестровья, — сказано в пресс-релизе ведомства.
Приднестровский МИД призвал США, «как одного из наблюдателей в переговорном процессе (по приднестровскому урегулированию – прим.ред.), обратить внимание и публично выразить свое отношение к ситуации, в которой оказался бывший сотрудник правоохранительных органов Приднестровья Андрей Самоний, необоснованно задержанный сотрудниками силовых структур Молдовы и незаконно приговоренный к 15 годам лишения свободы».
— В отличие от кейсов Геннадия Чорбы и Михаила Ермураки, являющихся исключительно внутренним делом Приднестровья, бездоказательный приговор Андрею Самонию служит механизмом запугивания и силового давления Кишинева на граждан Приднестровья и имеет непосредственное отношение к процессу урегулирования, активно обсуждаясь в ходе переговоров в контексте неисполнения Молдовой договоренностей о прекращении уголовного преследования должностных лиц сторон, — пишет пресс-служба приднестровского МИДа.
Так ли им нужны собственные граждане?
Упомянутый Самоний — бывший сотрудник правоохранительных органов Приднестровья. С января 2020 года он содержится в тюрьме в Бельцах, то есть, его удерживают власти Молдовы. На территории, подконтрольной Кишиневу, Самония похитили 14 января 2020 года. По словам жены Самония, в тот день они с мужем отправились в село Сенатовка на правом берегу Днестра, к ним подошли трое неизвестных и сообщили Андрею Самонию о том, что он якобы является свидетелем по некоему уголовному делу. Мужчину, имеющего гражданство непризнанной ПМР, увезли в неизвестном направлении, и позже осудили на 15 лет.
— Приднестровье будет бороться за Андрея Самония, как за любого другого гражданина. Его арестовали, приговорив к 15 годам лишения свободы. Тут явно прослеживается политическая мотивация: гражданин Самоний был сотрудником приднестровской милиции. Задержание абсолютно незаконное, и мы будем бороться за Самония, за его освобождение и возвращение на родину, как боролись бы за любого другого гражданина ПМР, — об этом аж в следующем, 2021 году заявил в своем телеграм-канале тираспольский лидер Вадим Красносельский. Дальше этого пассажа дело не продвинулось до сих пор.
Автор: Николай Костыркин