В «коронавирусном» 2020 году 12,1 % населения России по доходам не дотянули до прожиточного минимума. Такие подсчеты сделала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе официальных данных. При этом «два Алтая» ожидаемо оказались в хвосте рейтинга по данному показателю. Так, в Алтайском крае доход ниже прожиточного минимума имеет каждый шестой житель, а в Республике Алтай – каждый четвертый. В целом же, по мнению экспертов, четверть российского населения можно смело отнести к категории малообеспеченных — согласно международной методологии люди с доходами ниже 60 % от медианного рискуют столкнуться с бедностью. Причем таких россиян в два раза больше, чем «официально бедных».
Как следует из проведенного анализа, в 2020 году в Алтайском крае при величине прожиточного минимума в 10 281 рубль 17,5 % населения не дотягивают по доходам даже до этой цифры. Показательным также видится и медианный среднедушевой доход — срединное значение, выше которого находятся доходы 50 % населения, а у другой половины населения — ниже. Как полагают эксперты, медианный доход является более релевантным показателем для оценки благосостояния основной части населения по сравнению со средним доходом, поскольку последний показатель завышается из-за заработков богатых граждан. Так, в Алтайском крае медианный среднедушевой доход составляет всего 19 139 рублей — это 12 место с конца. Таким образом, половина населения региона не зарабатывает больше 19 тысяч рублей за месяц. Более того, ниже 40 % от медианы или меньше 7656 рублей получает 8,4 % жителей края, ниже 50 % от медианы или 9570 рублей – 14,8 %, и ниже 60 % от медианы или 11 484 рубля – 22,1 %.
При этом в соседней Республике Алтай ситуация обстоит еще хуже. Меньше прожиточного минимума там получают 23,8 % населения. Вместе с тем, медианный среднедушевой доход в республике составляет всего 17 086 рублей. При этом ниже 40 % от медианы или 6834 рубля получает 8,3 % жителей республики, ниже 50 % от медианы или 8543 рубля – 14,8 %, и ниже 60 % от медианы или 10 251 рубль – 22 %.
Как пояснили эксперты, доход на уровне 60 % от медианного обозначает «черту риска бедности» — люди с доходами ниже этого значения балансируют на грани. В качестве непосредственной границы обычно используется порог в 50 % от медианного дохода, а доходы ниже 40 % от медианного являются критерием крайней бедности.
Благодаря антикризисной помощи со стороны государства, прежде всего выплатам семьям с детьми, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в России (11,3 тысяч рублей) по итогам 2020 года сократилась до 12,1 % с 12,3 % в 2019 году. В результате количество малоимущих россиян, официально находящихся за установленной властями чертой бедности, в коронавирусном году составило 17,8 млн человек. Однако малообеспеченных россиян с доходами ниже 60 % от медианных оказывается в два раза больше, чем «официально бедных» — 36 млн человек. Их доля среди всего населения страны составила в 2020 году 24,6 %, уменьшившись по сравнению с доковидным годом на 0,5 п.п. Таким образом, каждого четвертого жителя России можно отнести к низкодоходной группе — эти люди рискуют пополнить число бедных. Россиян, получающих менее 50 % от медианного дохода, то есть уже переступивших за черту относительной бедности, около 17,6 %, или 25,8 млн человек — примерно каждый шестой житель страны.
Как сообщает источник, в 2020 году медианный доход в среднем по стране равнялся 27 тысячам рублей, 60 % от этой суммы — 16,2 тысяч рублей, 50 % — 13,5 тысяч рублей. Однако из-за существенного территориального имущественного расслоения медианный доход от региона к региону отличается в 4,8 раза, в то время как региональные прожиточные минимумы разнятся лишь в 2,6 раза. «Россия смогла преодолеть крайнюю нищету, однако победить бедность в стране пока не удается. Социальные выплаты во время коронакризиса позволили значительной части малообеспеченных россиян поддержать минимально приемлемый уровень потребления и компенсировать выпадающие доходы. Однако уровень жизни населения в целом снизился, а проблема отсутствия роста доходов приобрела еще более стойкий характер. Кроме того, пандемия усилила имущественное расслоение — между теми, кто может и не может работать из дома, между высоко- и низкооплачиваемыми профессиями, а также между богатыми и бедными регионами», — отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова.