Транзитный вопрос в Калининградской области по-прежнему вызывает интерес граждан Российской Федерации. Правительство Литвы категорически против транзита российских товаров через их территорию. Москва же, в свою очередь, грозит запретить ввоз товаров через Прибалтику.

Как закрывали транзит в Калининградскую область

Ожидается, что 10 июля Евросоюз вместе с новым пакетом санкций выпустит разъяснения, которые позволит России возобновить транзит в Калининград через Литву.

Как идет транзит товаров в Калининградскую область, новости на 9 июля 2022 года

6 апреля

Министр транспорта и коммуникаций республики Марюс Скуодис заявляет, что литовские власти не могут в одностороннем порядке прекратить российский транзит грузов в Калининградскую область, потому что есть соглашение ЕС и РФ.

8 апреля

ЕС принимает пятый блок экономических и персональных санкций против РФ. В тот же день глава региона Антон Алиханов заявляет: транзит между Калининградской областью и «большой» Россией не ограничивают.

17 июня

Литовские железные дороги уведомляют КЖД, что с нуля часов завтрашнего дня они запрещают транзит санкционных товаров, идущих в Калининградскую область и обратно.

18 июня

Литва перестаёт пропускать поезда с «санкционкой», кроме груза, отправленный до 17 июня. Власти области организовывают оперативную группу, в которую входят транспортники. Цель — решить, как перераспределить грузовые потоки.

20 июня

МИД Литвы заявляет, что все действия согласованы с ЕК. В министерстве добавляют: «Литва последовательно реализует санкции ЕС, которые имеют разные переходные периоды и сроки вступления в силу». В этот же день в правительстве Калининградской области обещают, что товары будут доставлять в регион морем.

21 июня

Утром минэкпром Калининградской области размещает на сайте ведомства расширенный перечень товаров, запрещённых к транзиту через Литву. В список попали в числе прочего сигареты, пиво, бытовая техника и одежда.

В обед становится известно, что Литва не пускает не только поезда, но и грузовики с товарами из санкционного списка.

25 июня

Президент Литвы Гитанас Науседа призывает власти республики немедленно проконсультироваться с Еврокомиссией по вопросу введённых санкций.

Европарламентарий от Литвы Пятрас Ауштрявичюс сообщил: «Родился документ, который позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС из «России в Россию».

27 июня

Старший советник Литвы по нацбезопасности Кястутис Бурдис сообщает, что на консультациях с ЕК власти республики согласовали принципы и основные положения о транзите грузов в Калининград, которым Литва должна следовать.

Правительство Калининградской области заявило: власти рассчитывают, что Литва вернётся к действовавшему ранее механизму транзита грузов из области в «большую» Россию — иные решения неприемлемы.

29 июня

Источники Reuters рассказывают об одном из возможных компромиссов: освобождение грузовых перевозок между «большой» Россией и Калининградом от санкций ЕС. На такую уступку пойдут только при условии, что эти товары будут использоваться в Калининграде, а не экспортироваться через его порт. Один из источников считает, что компромисс стороны найдут к 10 июля, а второй называет более ранний срок.

1 июля

Источники в Брюсселе рассказывают изданию Speigel, что Еврокомиссия готовится выпустить разъяснения по калининградскому транзиту. ЕК намеревается опубликовать документ «в ближайшие дни». Его ключевой посыл: Москве разрешат использовать транзитный маршрут для всех товаров, но в ограниченных количествах.

Объёмы ввоза подсанкционных товаров должны быть соразмерны поставкам, осуществляемым до 24 февраля, утверждают источники. В особых случаях, например, для ремонта шлюзов, позволят привезти больше, но России придётся обосновывать каждое исключение.

Становится известно, что Евросоюз может скорректировать правила транзита грузов в Калининградскую область вместе с принятием новых санкций.

3 июля

Сухогруз «Урса Майор», работающий на линии Усть-Луга — Балтийск, осуществляет рейс с первой партией металла, ранее не пропущенного Литвой железнодорожным маршрутом.

5 июля

Литва не намерена возобновить транзит, но ждёт разъяснений по нему. Об этом сообщает советник президента республики по вопросам нацбезопасности Кестутис Будрис.

«Основным критерием разъяснений, которые, как ожидается, на этой неделе подготовит ЕК по вопросу транзита в Калининградскую область, должна быть чёткость установок. Всем должны быть понятны принципы регулирования, практика действий и их последствия».

Одним из возможных ответных шагов может стать полный запрет на ввоз и вывоз любых товаров через Прибалтику в Россию — заявляет Алиханов.

Если ЕС не снимет ограничения на грузовой транзит, то для доставки санкционных товаров в регион потребуется ещё четыре-пять судов, при полном запрете с нашей стороны — 20-22 судна разного типа, говорит Антон Алиханов. Это полностью закроет потребности области.

6 июля

Глава региона предлагает свой вариант решения проблемы — создание сухопутных коридоров. По мнению Алиханова, можно построить выделенную железную и автомобильную дороги с основной территории России в Калининград. Технически реализовать такой проект получится только при согласии Литвы и на основе совместных договорённостей. В Кремле ещё не ознакомились с этой идеей.

Транзит товаров в Калининградскую область, последние новости на сегодня 9 июля 2022 года

Ситуация с транзитом товаров по сухопутным путям через Литву так и остается нерешенной. Литва не хочет пропускать российские товары, а Россия грозит запретить ввоз всех товаров через Прибалтику, сообщает Коммерсантъ.

Железнодорожный и автомобильный транзит в Калининград санкционных, с точки зрения ЕС, товаров был остановлен Литвой с 18 июня. С 10 июля остановится транзит цемента, табака и алкоголя, с 10 августа — нефтепродуктов.

Ситуация с логистикой в Калининграде на данный момент весьма сложная. Основные поставки идут по сухопутным путям — ж/д и грузовые перевозки. Из-за запрета на транзит товаров через Литву пострадают основные пути доставки. Единственным способ доставки который не пострадал из-за ухудшения геополитических отношений — корабли. Но доставка по морю не может в полной мере удовлетворить спрос Калининграда на товары.

Тем не менее, пока что наиболее надежным выходом является только доставка по морю. Сейчас правительство рассматривает варианты субсидирования морских перевозок, чтобы наладить цепочки поставок. Однако, по предварительным данным это увеличит стоимость перевозки на 30% и потребует включения в логистическую цепочку до 20-22-х судов, вместо пяти, которые курсируют по маршруту на данный момент.

<!—