Китайская Народная Республика вместе с Европой переживает энергетический кризис. Проблемы в стране возникли на фоне резкого сокращения использования твердого топлива. Появился и дефицит сжиженного природного газа, поэтому его пришлось оперативно закупать у Российской Федерации. Уже весь приобретенный объем энергоносителя поступил к покупателю.

Дополнительные объемы сжиженного природного газа были поставлены в Китайскую Народную Республику с российского проекта Ямал СПГ. Чтобы справиться с внутренним дефицитом энергии, страна закупила 70000 тонн сжиженного природного газа. Транспортировкой энергоносителя занималась российская сторона.

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

Для этого использовался танкер-газовоз арктического класса, построенный под вывоз сжиженного природного газа с Ямал СПГ, под названием «Владимир Воронин». Валовая вместимость судна составляет 129 тысяч кубометров, чего хватило для доставки в Китай закупленного объема энергоносителя. Заметим, что доставка сжиженного природного газа из Российской Федерации в Китай осуществлялась по Северному морскому пути (кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком).

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

Партию природного газа, искусственно сжиженного путем охлаждения до минус 160 градусов Цельсия, в Китае принимала компания Shenzhen Gas Corporation Ltd. Танкер-газовоз арктического класса «Владимир Воронин» доставил энергоноситель в китайский порт Шэньчжэнь, расположенный на юге провинции Гуандун, в дельте Жемчужной реки, недалеко от Гонконга.

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

Закупленного китайской стороной объема сжиженного природного газа хватит для выработки 450 миллионов кВТ*ч электроэнергии, которая сейчас очень необходима государству для обеспечения работы промышленных предприятий и поддержания инфраструктуры. Напомним, что в Китайской Народной Республике на фоне энергокризиса стали не только останавливаться промышленные мощности, но и даже лифты в многоэтажных зданиях. 70000 тонн сжиженного природного газа хватит, чтобы полтора миллиона жителей могли пользоваться электроэнергией примерно целый месяц.

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

КНР активно сотрудничает с Российской Федерацией в области развития энергетики в Арктике, особенно восточноазиатская страна заинтересована в переработке природного газа на заводе Ямал СПГ (интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам энергоносителя, который курирует акционерное общество НОВАТЭК). В условиях активного перехода к углеродной нейтральности импорт природного газа из западносибирских регионов РФ будет иметь решающее значение.

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

В настоящее время Россия является шестым по величине поставщиком сжиженного природного газа в Китайскую Народную Республику. После запуска очередного проекта акционерного общества НОВАТЭК — Арктик СПГ-2 — Российская Федерация вполне может войти в первую тройку поставщиков. Проект Арктик СПГ 2 по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове должен выйти на полную мощность уже в 2025 году. Параллельно с этим в РФ увеличивается количество танкеров для перевозки энергоносителя — например, в скором времени будет принято в эксплуатацию еще два грузовых судна для транспортировки СПГ, сделанные на верфи Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering.

КНР получил сжиженный газ с проекта Ямал СПГ

Северный морской путь, вероятно, станет для Китайской Народной Республики основным маршрутом для импорта российского природного газа на следующие 30-50 лет. Напомним, что это самый быстрый способ доставить сжиженный природный газ с западносибирских регионов России в порты КНР. В настоящее время акционерное общество НОВАТЭК работает над полным освоением морского маршрута, поскольку это не только быстрый, но и максимально выгодный способ транспортировки сжиженного энергоносителя на высокомаржинальные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Для сравнения — в летний период прямой маршрут до КНР занимает порядка 20 дней, а при движении через Суэцкий канал нужно будет потратить почти 36 дней на дорогу. Но в настоящее время восточная часть Северного морского пути доступна для проводки танкеров только в летний навигационный период. При этом оператор морского коридора — холдинг «Росатом» — планирует сделать навигацию круглогодичной к 2030 году.