Эксперты уверены: у резонансной инициативы, как ни странно, может быть будущее
Ульяновские коммунисты пытаются инициировать отмену моратория на смертную казнь в России. Соответствующие документы по законодательной инициативе направлены в Совет законодателей Совета Федерации РФ. Несколько лет назад подобную инициативу выдвигал лидер партии «Народная воля» Сергей Бабурин. Однако в тот раз Госдума «завернула» идею. По мнению депутатов от КПРФ, которые в свою очередь ссылаются на социологические опросы, большинство населения — за возвращение смертной казни за особо тяжкие преступления. Авторы идеи полагают, что в связи с изменениями Конституции РФ появляется возможность отменить мораторий. «Блокнот» поинтересовался у экспертов – возможно ли возвращение смертной казни в Россию?
Основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов считает, что постановка вопроса о смертной казни — способ показать свою брутальность, «сталинскую волю».
«Поскольку никто этой казни не введет, и все понимают, что этого не случится, разговор о ней носит исключительно постмодернистский характер, лишающий смыслы базовой серьезности, но устраивающий перекличку с идеями разных эпох. В принципе идея из того же разряда, что и восстановление памятника Дзержинскому на Лубянке, только с другим авторским коллективом», — считает Фирсов.
По его словам, разумеется, есть часть электората, которой введение смертной казни показалось бы симпатичным решением. Возможно, это значительная часть, но перехватить ее такой риторикой КПРФ не сможет: они ещё с ними или уже не с ними, считает эксперт. «В общем, у населения уже выработана адаптивность к информационным симулякрам; подобные инициативы не обсуждают всерьез даже гаражные алкоголики. Проблема коммунистов в том, что они не могут создать ни одной новой идеи, эксплуатируя лишь наследие прошлого, включая романтизацию гильотины и подвалов ВЧК. А поколения, которых эта образность эмоционально затрагивает, по естественным причинам сокращаются. Эффект тускнеет. Если бы по каким-то причинам власть сегодня решила вынести, к примеру, тело Ленина из Мавзолея, событие долго не продержалось бы в повестке. А вся суета вокруг расстрелов продержится еще меньше», — уверен Фирсов.
Коммунисты настаивают на введении смертной казни для некоторых преступников
По его мнению, в 21 веке хорошо бы уже осознать бессмысленность подобной меры, потому как она точно не влияет на уровень преступности и точно не является полноценным наказанием, так как мертвый человек не способен (хотя это гипотеза) переживать свою смерть: «Субъект перестает существовать, а значит, не может страдать, переживать свою вину, ощущать лишенность. Впрочем, КПРФ — это партия мемуаристов, а не философов».
Впрочем, глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов утверждает: наше консервативное общество в целом выступает за применение смертной казни к особо опасным преступникам. В частности, различные социологические опросы традиционно показывают поддержку гражданами применения в исключительных случаях высшей меры наказания. Так, около 70% россиян выступают за отмену моратория на смертную казнь. Это число поднимается до 80% на фоне особо резонансных преступлений.
«Поэтому инициатива ульяновских коммунистов, на мой взгляд, является исключительно популистской, особенно с учетом того, что в текущем году состоятся выборы губернатора Ульяновской области, в которых у представителя КПРФ есть определенные шансы на победу. Так что эта инициатива – своего рода информационная бомба, цель которой – быстро «накачать» рейтинг КПРФ хотя бы на региональном уровне», — считает Иванов.
Опять же, о том, что это больше «слово», чем «дело», говорит способ реализации ульяновскими коммунистами законодательной инициативы, указывает эксперт. По его словам, они выбрали самый долгий и трудный путь – через предварительное рассмотрение в Совете законодателей РФ, где бесследно исчезает множество законопроектов. При том, что эту законодательную инициативу могли бы, по их просьбе, напрямую внести депутаты фракции КПРФ в Госдуме.
Эксперты увидели попытку пиара КПРФ на резонансной теме
«Впрочем, не исключено, что это пока «пробный шар»: сначала коммунисты хотят посмотреть на реакцию властей и общества на эту инициативу, и уже исходя из этой реакции, может быть, примут решение о прямом выходе депутатов фракции КПРФ в Госдуме с этим законопроектом», — полагает собеседник «Блокнота».
Что касается перспектив отмены моратория на смертную казнь, то такое решение может быть принято, но, безусловно, не с подачи КПРФ, говорит Иванов. «Как уже отмечалось, слишком высока общественная поддержка применения смертной казни, поэтому такой мощный информационный повод, особенно в год выборов в Госдуму, никто оппозиции не подарит. Если даже решение об отмене моратория будет принято, то инициатором его выступит президент или депутаты фракции «Единая Россия» в Госдуме, но никак не оппозиция, пусть и системная», — заявил эксперт.
Он полагает, что сейчас этот вопрос всерьез рассматриваться не будет. Во-первых, всего полтора года назад даже после резонансного преступления (убийство 9-летней девочки в Саратове) Кремль в лице Дмитрия Пескова заявил, что вопрос об отмене моратория на смертную казнь в повестке не стоит.
«Такой комментарий не исключает гипотетической возможности отмены моратория в будущем, но нужно понимать, что это приведет к незамедлительному исключению России из состава Совета Европы, потому что отмена смертной казни – одно из фундаментальных требований для стран – членов этой организации. Однако сейчас Россия не заинтересована полностью «рубить» все связи с Европой, потому что международные отношения по этой линии и так находятся в очень неудовлетворительном состоянии», — заявил Иванов.
Ввести смертную казнь за особо тяжкие преступления предлагают уже не в первый раз
Вместе с тем, он не согласен с мнением экспертов, которые считают, что отмена моратория в настоящее время юридически невозможна: «Да, есть определение Конституционного Суда по этому поводу, но оно было принято в условиях прежней редакции Конституции, в которой международные договоры и соглашения имели приоритет перед национальным правом. Сейчас ситуация полностью поменялась: Россия на конституционном уровне обеспечила свой правовой суверенитет, поэтому ничто не мешает Конституционному Суду в случае необходимости пересмотреть свою позицию».
Иванов также напомнил, что протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека, предусматривающий отмену смертной казни для государств – членов Совета Европы, Россией был подписан, но не был ратифицирован. «Поэтому для нашей страны это вопрос, в первую очередь, политический, а не юридический», — заключил эксперт.