Концлагеря для своих: как американцы поступают с теми, кого боятся

В истории США есть интересные эпизоды, которые как нельзя лучше показывают, насколько далеко способен зайти Вашиннгтон.

Сейчас, когда спецоперация ВС РФ на Украине всколыхнула мировую общественность, люди вдруг особенно заинтересовались тем, что можно назвать уроками истории, — эпизодами из прошлого, в которых можно усмотреть связь с современностью. Немало таких эпизодов наберется в истории Соединенных Штатов, которые наряду с Европой руководят антироссийской санкционной и информационной кампанией.

Америке уже припомнили вторжение в Ирак, с которым она и близко не граничит, — оно было «оправдано» якобы полученными ЦРУ и Пентагоном разведданными о наличии у режима Саддама Хусейна оружия массового поражения. Потом выяснилось, что эти данные были, как выражается пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «чистой уткой». Хусейна к тому времени успели повесить, а скудные извинения, которые прозвучали на мало-мальски высоком уровне, никоим образом не отражали позицию страны.

Еще более интересная история произошла в Штатах в 1940-х годах, во время Второй мировой войны. Она прекрасно демонстрирует привычку американских властей поступать так, как им заблагорассудится с учетом текущего момента и собственных интересов, оправдывать эти действия номинально «благими» намерениями, а потом отделаться ничего не значащими извинениями.

Итак, в марте 1942 года, которая никоим образом не затрагивала территорию США, в Америке появились так называемые «военные центры перемещения». По сути дела, они представляли собой концентрационные лагеря — такие же, какие организовывались нацистами в Европе и стали могилой для тысяч мирных жителей. В Штатах эти лагеря планомерно заселяли японцами.

Концлагеря для своих: как американцы поступают с теми, кого боятся

Тогдашний президент США Франклин Рузвельт подписал закон об «интернировании», в соответствии с которым около 120 тысяч проживавших в Америке японцев были изгнаны с западного побережья (из Калифорнии, Орегона, Вашингтона) и заточены среди бараков и колючей проволоки. «Перемещению» подлежали даже те, в ком текла хотя бы 1/16 доля японской крови. При этом 62% из них к тому моменту имели американское гражданство, то есть с точки зрения законодательства являлись американцами, а около половины составляли дети. Но это их не спасло.

Власти определили «зоны выселения» и дали самим себе право перемещать оттуда кого угодно, так что паспорт гражданина США для японцев «оберегом» послужить не мог. Они пострадали по вполне конкретной причине — из-за всем известного события, которое принято называть просто «Перл-Харбор». Воздушный налет японской авиации, в ходе которого американцы потеряли около 2,4 тысячи человек убитыми, подвиг Вашингтон на объявление войны.

И Америка начала отыгрываться на живших в ней японцах. Формально все они рассматривались как люди с чужими корнями, в чьей лояльности правительство страны имело основания усомниться. Но между сомнением и теми условиями, в которых оказались «перемещенные лица», пролегает огромная пропасть.

Называть «центры перемещения» концентрационными лагерями пресса начала уже тогда, разузнав об условиях содержания там. Да и американские военные — в частности, генерал Джон Лесесни Де-Витт, который руководил этим самым «перемещением», — совершенно не стеснялись в выражениях. На слушаниях в Конгрессе этот бравый вояка открыто заявлял, что «япошка — это всегда япошка», а американские власти «должны проявлять беспокойство по поводу японцев, пока те не стерты с лица земли». Слово «концлагерь» применительно к центрам, в которые сгоняли людей, употреблял и сам Рузвельт.

Японцев свозили в сколоченные наспех бараки на территории индейских резерваций. Территорию обносили забором, обтянутым колючей проволокой, а по периметру расставляли автоматчиков — чтобы те стреляли в случае попыток побега.
Много лет спустя американский актер японского происхождения Джордж Такэй рассказывал, что попал в «военный центр перемещения» вскоре после своего пятого дня рождения. «К крыльцу подошли солдаты со штыками, примкнутыми к ружьям, громко постучали в дверь и просто выставили нас из дома. Отец дал мне и брату маленькие чемоданы с вещами, мы вышли и стали ждать мать. Когда она вышла из дома с моей сестренкой на руках, слезы лились по ее щекам. Я никогда не забуду этот день, это навечно въелось в мою память», — вспоминал он.

Такэю и его родителям пришлось провести в концлагере три года. Сначала их затолкали в охраняемые вагоны и четыре дня везли в Арканзас, округ Ровер. Там был организован один из «центров военного переселения» — вдалеке от населенных пунктов, в безлюдной местности. Туда американские военные «переселили» более 9 тысяч человек. Семья Джорджа жила в крохотной комнатушке без мебели, пользовалась общими душевыми и туалетом, обедала в столовой вместе с другими «переселенцами».

Концлагеря для своих: как американцы поступают с теми, кого боятся

При этом собранные ФБР данные демонстрировали, что проживающие в США японцы практически поголовно лояльны правительству, а большинство — «крайне лояльны», и коренные американцы считали их «хорошими». Но генерал ДеВитт и ему подобные убеждали власть, что «определить лояльность японцев невозможно», а «настоящие» американцы, которым «переселение» не грозило, не выразили значимого протеста против действий правительства и военных.

Концлагеря для японцев создавались в пустынных или болотистых районах, бараки строились в страшной спешке, а иногда людей селили в конюшнях, на складах и в хлевах. Начавшись в марте, к осени этот процесс породил десять крупных «центров перемещения», обитатели которых ютились в непригодных для нормальной жизни условиях. На бумаге все это выставлялось вполне благопристойно: чиновники убеждали репортеров, что всех зарегистрированных «американских японцев» просто обязали перебраться с побережья вглубь страны, но их свободу никто не ограничивал, и они продолжают свободно жить и работать. Для освещения этого вопроса появилось отдельное направление пропаганды, труженики которой выдумывали для людей, фактически ставших узниками из-за своего происхождения, различные благовидные наименования типа «колонистов» или «поселенцев».

Японцы восприняли обрушенное на них чудовищное испытание с невероятной стойкостью. В лагерях, куда их затолкали, они организовали детские сады, спортивные занятия и богослужения — христианские и буддийские. Детей обучали, как могли, причем на английском языке — в надежде на то, что весь этот кошмар когда-нибудь закончится, и им удастся вернуться в «нормальную» жизнь.

За время существования «центров перемещения» в них родились более 6 тысяч человек и умерли около 1,8 тысячи. Впоследствии при сборе информации об условиях содержания «колонистов» выяснилось, что с большинством из них обращались по стандартам, принятым в случае с военнопленными, но многим довелось испытать на себе голод, сырость и холод, тесноту и связанную с ней антисанитарию.

В 1944 году вопрос о правомерности «перемещения» японцев был поднят на уровне юстиции, но Верховный суд США постановил, что эта мера носила вынужденный характер и полностью соответствовала американской конституции, поскольку ее продиктовала «общественная необходимость» — а это понятие можно трактовать очень широко. Закон о выселении был отменен в январе 1945 года, а в 1948 году «перемещенным» лицам начали выплачивать компенсации за потерянную ими собственность.

Концлагеря для своих: как американцы поступают с теми, кого боятся

Впрочем, эти возмещения носили частичный характер, и большинство «колонистов» так и не смогли восполнить понесенный ими ущерб. Иски были поданы на 148 млн долларов, а возмещение по ним составило всего 37 млн долларов.

Лишь в 1988 году, во времена правления Рональда Рейгана, события 1940-х годов были переосмыслены на официальном уровне. Президент подписал документ, в котором от имени правительства США извинился за действия властей, продиктованные «расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства».

Эта страница американской истории красноречиво демонстрирует пластичность позиции руководства Соединенных Штатов, которое манипулирует собственным законодательством и забывает о принципах демократии, когда речь идет о его собственных интересах, а не о вмешательстве в дела других государств.