Складывается абсурдная ситуация, когда деньги перевешивают интересы национальной безопасности, этику и здравый смысл.
На днях Турция объявила о покупке второго полкового комплекта ЗРК С-400 «Триумф» у России. Сообщалось, что стоимость контракта на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 составила $2,5 млрд. Вот только потери от такого рода сделок могут быть несопоставимы ни с какой прибылью. И пример подобных сомнительных решений – не единичен.
Выгода, грозящая жертвами
Глава оборонной промышленности Турции Исмаил Демир официально объявил о том, что Анкара намерена приобрести второй полковой комплект российских ЗРК С-400. По мнению турецкой стороны, данное вооружение полностью удовлетворяет предъявляемым Турцией требованиям, и Анкара рассчитывает на заключение сделки с Россией вне зависимости от того, какой позиции в этом вопросе будет придерживаться американская сторона.
Сельчук Байрактар.
Многие чиновники в России, в том числе от «Ростеха», подают эту информацию чуть ли ни как торговую победу нашей страны – мол, турки не поддались влиянию американцев и взяли наше оружие. Вот только у этой ситуации есть и другой аспект: над территорией России почти ежедневно сбивают украинские беспилотники, которые на самом деле турецкие.
Практически все они являются «Байрактарами», поставленными Киеву нашими турецким партнёрами. Поставки эти осуществлялись и до начала спецоперации, и после. Продолжаются и до сих пор. Любопытно, что техническим директором и совладельцем компании «Baykar Makina», производящей самолёты, является зять президента Турции Эрдогана — Сельчук Байрактар. Поэтому успокоительная риторика турецкого президента о том, что главная задача его страны — скорейший мир на Украине, сильно расходится с действиями.
А мы, со своей стороны, продолжаем изо всех сил снабжать страну НАТО и производителя «Байрактаров» современными российскими системами ПВО — С-400. Таким образом, турецкому ВПК доступны для изучения все современные технологии борьбы с этими самыми «Байрактарами».
И новая партия комплексов — это возможность проверить уязвимость беспилотников перед обновлённым ЗРК, повысить возможности «Байрактаров» на поле боя и по проникновению через ПВО России для ударов по нашим городам.
Под Белгородом «Байрактар» сбили. Но если турки разберутся во всех тонкостях С-400, в следующий раз можем и упустить.
Это, не говоря уже о том, что Турции ничего не мешает передать один из С-400 (хотя бы временно) спецам из ВСУ, чтобы они тоже внесли необходимые корректировки в обеспечение оставшихся «в живых» самолетов и «Точек У».
И если завтра окажется, что ПВО России с нашими С-400 не смогут остановить турецкий «Байрактар» или ракету ВСУ, атакующие областной центр, то скрасит ли сумма контракта с Турцией потенциальную трагедию?
Русское топливо для украинских танков
Также на днях появилась информация о том, что танки и бронетехника ВСУ до сих пор обеспечиваются топливом за счет поставок российской нефти и нефтепродуктов.
Телеграм-канал «Незыгарь» сообщил, что углеводороды перевозят танкерами из Новороссийска в молдавский порт Джурджурлешты на Дунае, который граничит с Украиной. Якобы, задокументировано прохождение этим маршрутом танкера-химовоза Heather IMO 9514456 с грузом дизельного топлива и нефтепродуктов, завершившего погрузку в Новороссийске 17 апреля и прибывшего в молдавский порт 21 апреля.
Загрузка нефти в порту Новороссийска.
А канал «Околокремля» высказывает предположение: с этими обстоятельствами могут быть связаны встречи Путина с главой «Транснефти» Токаревым и полуторачасовой разговор с президентом «Лукойла» Алекперовым, после которого последний объявил о своей внезапной отставке.
Новороссийский нефтяной порт и морской терминал КТК являются важнейшим пунктом перевалки для «Лукойла», который по этому маршруту экспортирует нефть (около 5 млн тонн в год) и нефтепродукты для сети своих АЗС в Восточной Европе, в том числе в Румынию и Молдавию. Это позволяло компании негласно направлять часть поставок и на Украину.
О том, что данная версия соответствует действительности, косвенно свидетельствует и то, что отгрузка нефти в марте-первой половине апреля через терминалы КТК в Новороссийске возросли сравнительно с аналогичным периодом прошлого года на 13,5%, примерно до 6 млн тонн. И это с учетом всех наложенных санкций и разорванных контрактов.
При этом крупнейшим акционером КТК, являются Транснефть (24%) и казахстанский Казмунайгаз (19%). То, что путем поставок нефтепродуктов ВСУ пошел Казахстан и другие акционеры (Chevron и Mobil) вполне логично. Особенно, учитывая особую позицию Казахстана в отношении российской спецоперации на Украине. Поэтому казахи и западные компании целенаправленно использовали русский порт для обеспечения топливом армии Украины.
Но вот «Транснефть» — наша государственная компания, 100% голосующих акций которой принадлежит РФ через Росимущество. Получается, что к продаже топлива украинской армии приложила руку одна из крупнейших госкомпаний страны.
Коломойский схему только придумал. А исполнители, если версия верна, российский олигарх при участии консорциума, управляемого госкомпанией.
Как утверждают украинские источники, вся схема была разработана Коломойским, который получал 17 долларов с каждой тонны углеводородов, пересекших границу Молдавии и Украины.
Коломойский, ссылаясь на свои связи в российском и американском истеблешменте, убедил действующих лиц этой комбинации в том, что сможет защитить их от западных санкций, ссылаясь на их поддержку Украины в СВО.
В пользу этой версии свидетельствует и ранее описанные «Незыгарем» возможные лоббистские действия российско-украинского олигархата (Абрамович, Коломойский), препятствующие уничтожению железнодорожных мостов на западной Украине, в том числе и в приграничных с Молдавией районах.
Ко взаимной выгоде
Впрочем, мы продолжаем системно снабжать Украину не только нефтепродуктами, но и долларами. Тут, конечно, ситуация не столь вопиющая, а, скорее, нелепая.
Как сообщили 28 апреля в «Газпроме»: транзит газа через Украину идет в штатном режиме в соответствии с заявками потребителей. Контрактные обязательства «Газпрома» по транзиту перед Украиной на текущий год составляют 40 миллиардов кубометров, или около 109,6 миллиона кубометров в сутки. При этом с конца февраля украинский транзит российского газа значительно не снижался. В апреле, одновременно с потеплением в Европе, транзит уменьшился.
Председатель правления»Нафтогаз Украины» Юрий Витренко и Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром».
Любопытно, что объекты газопровода при всей их взрывоопасности не только не стали объектом атаки ВС РФ или ВСУ, но и даже случайно серьезно не пострадали в ходе боевых действий. Такое возможно, если командование с обеих сторон будет сознательно планировать любые операции вне зоны поражения магистралей.
Таким образом, формально в сложившейся ситуации нет никакого нарушения. Но с точки зрения этической столь масштабная поддержка экономики Украины вызывает удивление.
Как считает политолог, директор Международного института политической экспертизы и Центра исследований политических элит МГИМО Евгений Минченко, Киеву важна поддержка Европейского союза — поэтому украинские власти не перекрывают газовый вентиль. Кроме того, во время военной операции Украине важно получать деньги от транзита.
— Тут история взаимовыгодная — Россия зарабатывает, Украина зарабатывает. Плюс еще важный момент — для Украины принципиально важна поддержка европейских государств, поэтому взять и выступить инициатором перекрытия газового вентиля, создать проблемы экономикам этих стран — история рискованная, — объясняет политолог.
Боевые действия чудесным образом огибают объекты газотранспортной системы Украины.
Но вот у России-то есть другие варианты поставок газа в Европу. В конце концов, был построен Северный поток-2, способный при его запуске взять на себя украинские объемы. И дефицит топлива вполне мог бы убедить европейцев расконсервировать проект. Однако, кому-то удобнее ничего не менять и продолжать обеспечивать Украину стабильным источником доходов за транзит топлива.
Кстати, с начала военной спецоперации России на Украине Евросоюз перевел Москве 47 миллиардов евро за энергоресурсы. О доходах России от продажи газа Европе, сообщило турецкое агентство Anadolu .«Евросоюз платит Москве каждый день 450 миллионов долларов за нефть и 400 миллионов долларов за природный газ», — приводит РИА Новости перевод статьи в турецком издании.
Ранее Российская Федерация прекратила поставки газа в Польшу и Болгарию. Это произошло из-за отказа Варшавы и Софии платить за российское голубе топливо в национальной валюте.