В разгар сезона чаще всего никому нет дела, что творится в «хвосте» пелотона, если только там случайно не оказывается претендент на высокие места. Но сейчас, когда до жарких баталий крупных гонок остаётся совсем немного времени, можно уделить внимание …..«метле». Ведь так называют машину, замыкающую гонку.
На французском – это voiture-balai, на английском broom wagon (или sag wagon), наши гонщики называют её «веником». Долгие годы над машиной даже прикрепляли настоящую метлу — мрачное напоминание отставшим, что они могу не вписаться в лимит времени.
Для многих, кто присутствовал на гонках в качестве зрителя, ожидая много часов на обочине дороги, когда же праздник в виде пролетающего мимо пелотона заставит кричать во весь голос, «метла» становится грустным символом. Впрочем, ничего весёлого в этом слове нет и для самих гонщиков. Когда она проезжает мимо – это значит, что весь пелотон уже уехал, и для зрителей закончилось напряжённое бодрствование, праздник подошёл к концу.
А если в машину-«метлу» садится гонщик, это означает, что для него закончилась гонка.
Бывает, что свидетелями этого грустного момента являются лишь судья гонки и водитель broom-wagon, которому часто ничуть не легче, чем гонщику, вынужденному закончить соревнования. Ведь с каждым оторванным номером, с каждым погруженным в «метлу» велосипедом тот, кто чаще всех видит обратную сторону гонки, переживает заново вместе со спортсменом тяжёлый момент схода.
Вы можете узнать из первых уст, каково это….находиться в самой последней машине.
Рассказывает водитель voiture-balai :
«Так же, как каждый год появляется победитель Тур де Франс, так и я каждый год становлюсь победителем самого долгого тура: я тот, кто тратит на Тур больше всего времени. Я нахожусь в broom wagon, я еду на ней все этапы, до самого конца. Позади самого последнего гонщика, позади всех машин спортивных директоров.
Broom wagon – это машина, в которую садятся гонщики, когда они сходят. В этой машине всегда царит печаль. Есть гонщики, которые садятся в слезах, замыкаются в себе, есть те, которые заходят и не говорят ничего. Это машина, которая всегда полна эмоций. Из неё гонка видится совсем по-другому.
В каждой гонке есть великие моменты и есть самые печальные. По телевизору мы всегда видим голову пелотона, где разворачивается действие. Вы следите за онлайн трансляцией, чтобы узнать, кто претендует на победу. Но когда вы находитесь в конце, вы наблюдаете за тем, что не видит никто – как гонщик мучается, как прекращает гонку.
Для меня, много всего повидавшего, эти моменты всегда очень ценны. Именно это заставляет меня оставаться водителем broom-waggon.
Несколько лет назад я видел, как Магнус Бэкстед, победивший на Париж-Рубэ двумя месяцами раньше, заболел на 15-й день Тур де Франс. Он подъехал к моей машине – «метле», остановился и упал на колени. Он начал рыдать и был безутешен. Для меня этот момент очень значим. Победитель Париж-Рубэ рыдает на моих руках на обочине дороги.
Я каждый раз вижу, как впереди, недалеко от моей машины едут гонщики. На каждом этапе я вижу их спины. Иногда они оглядываются и замечают, что я смотрю на них. Они устали или больны. Каждый раз, когда гонщик видит broom-waggon, для него начинается кошмар. Ты по-настоящему чувствуешь его отчаяние.
Мы, судья и я, подходим к гонщику, сидящему на дороге, судья снимает с его майки номер, а я забираю велосипед. Обычно мы молчим. Я кладу велосипед в машину-«метлу», сажусь на своё водительское место и жду. Потому что я не люблю этот момент. Это очень тяжело.
Если гонщик уже сел, мы ждём, прежде чем заговорить с ним. Для того, кто сошёл с гонки, это невыносимые мгновения. Этот момент очень сложен сам по себе. В такое время ты не хочешь говорить ни с кем.
Почти тест на вождение broom-waggon – это конец гонки. Если на финиш наша машина приезжает пустой, значит наша миссия выполнена успешно, это значит, что отставших не было.
В этом году машина-«метла» отмечает юбилей – 100 лет, первый раз она появилась в гонке в 1910 году на Тур де Франс.
Небходимость в подобной машине увидел знаменитый основатель Большой Петли Анри Дегранж, который постоянно находился в поиске новых идей по развитию гонки. Машина, замыкающая гонку, по его мнению, должна была служить не столько для помощи гонщикам, которые прекращают соревнования, сколько для того, чтобы контролировать, не хитрят ли участники Тура, не пользуются ли они помощью транспортных средств .
Дело в том, что в 1910 году на Тур де Франс впервые должны были проходить Пиренеи: четыре гиганта Peyresourde (1569), Aspin (1489), Tourmalet (2115), Aubisque (1709). И хотя однажды Дегранж сказал, что Тур де Франс должна быть гонкой одного человека, последнего из пелотона, у кого хватит выносливости добраться до финиша, в то время как остальные сойдут, даже его ошеломило предложение ассистента Альфонса Штайна (Alphonse Steinès) включить Пиренеи в маршрут.
— Ты сошёл с ума! Ты просишь велосипедистов пересечь горы по дорогам, которых не существует? – возмутился Дегранж.
Но Штайн не сдавался и продолжал убеждать. Дегранж предложил упрямому ассистенту самому съездить на юг Франции и разведать дороги.
Альфонс Штайн приехал в гостиницу около Col du Tourmalet в январе 1910 года (по другим источникам он поехал на разведку весной) и спросил хозяина, в каком направлении нужно ехать, чтобы пересечь Турмале.
— Да Вы там и в июле с трудом пройдёте, — ответил тот.
Но намерение Штайна включить Пиренеи в маршрут Тур де Франс ничто не могло поколебать. Он нанял машину и поехал вверх по дороге к перевалу. Когда до вершины оставалось совсем немного, автомобиль пришлось остановить, так как дальше невозможно было проехать из-за снега. И хотя солнце уже садилось, упрямый Стене продолжил путь пешком, лишь в три часа утра его обнаружили местные жители. И уже через несколько часов после этого он отправил в Париж телеграмму, ставшую знаменитой:
Пересёк Турмале Точка Очень Хорошая Дорога Точка Отлично Проходимая Точка
Это убедило Дегранжа, и 6 месяцев спустя в маршрут гонки внесли Пиренеи. В прессе тут же назвали новые этапы «опасными» и «неестественными», что очень порадовало Дегранжа и его газету Le Auto.
10-й этап Тур де Франс 1910 года от Люшона до Байонна (Luchon-Bayonne) протяжённостью 326 км вошёл в историю Тур де Франс, как один из самых тяжёлых когда-либо входивших в маршрут гонки.
От трудного к невыносимому, пересечь четыре вершины Peyresourde, Aspin, Tourmalet и Aubisque, когда ещё не существовала выбора передач, когда старт гонки назначался на полчетвёртого утра, когда дороги больше подходили для телег, чем для людей на велосипедах. В тот день единственным человеком, который оставался на велосипеде все 15 часов соревнований, был Гюстав Гарригу. Победитель этапа – Октав Лапис, начавший агрессивно и первым достигший Peyresourde (1569) , Aspin (1489), и Tourmalet (2115), на Aubisque проиграл местному гонщику Лафуркаду 15 минут.
Лапис персекал Обиск, толкая велосипед перед собой и гневно выкрикивая в адрес организаторов гонки: «Убийцы, убийцы, все вы. Вы не можете требовать такого от простых смертных. С меня достаточно!»
После этого этапа пресса нарекла Пиренеи «Кругами ада», местом, где могут погибнуть все мечты о победе на Тур де Франс.
Последний из гонщиков, стартовавших на этапе, пересекал Обиск в темноте.
Октав Лапис, который всё же смог наверстать упущенное на Обиск время и победить на этом убийственном этапе, преодолел 326 км дистанции за 14 часов 10 минут. Его средняя скорость составляла 23 км/ч.
В тот год, на ТдФ 1910 из 110 стартовавших в гонке закончили Большую Петлю лишь 41. Они прошли дистанцию в 4737 км со средней скоростью 28.6 км/ч.
И машина-«метла» тогда не была лишней. Это нововведение Дегранжа стало использоваться с тех пор каждый год.
Сегодня использование broom-wagon прописано в официальных правилах гонки:
Статья 4. Техническая поддержка.
Все гонщики могут оказывать помощь друг другу, такую, как передача или обмен питанием, водой, аксессуарами. Тем не менее, обмен или передача колёс, велосипедов разрешены только между гонщиками одной команды. Эти элементы могут быть доставлены гонщикам каждой команды с помощью:
— Механиков команды.
— Штата машин технической поддержки.
— Штата машины «broom-wagon»
Статья 8. Сход с гонки.
Любой гонщик, который покидает гонку, должен вернуть свой номер стюарду «broom-wagon».
Статья 14. Хронометрирование.
На финише всем гонщикам, приехавшим в одной группе даётся одно время. Каждый отдельная группа получает своё время. Оно засекается до прибытия «broom-wagon».
Сегодня известные гонщики уже не садятся в машину-«метлу», для этого есть техничка своей команды.
Но вот на Тур де Франс 1965 в последний год своей блестящей карьеры великий испанский гонщик Федерико Баамонтес, на 9-м этапе едва уложившийся в лимит времени, попытался атаковать на следующий день на Portet d’Aspet, но затем остановился и сошёл с гонки навсегда. Орёл из Толедо, как звали Баамонтеса, просто сел сзади в broom-wagon, рядом с ещё несколькими изумлёнными и менее знаменитыми гонщиками, тоже сошедшими с Тур де Франс. К тому времени Баамонтес уже побеждал на Тур де Франс (1959), шесть раз становился на Туре лучшим горным гонщиком.
Ещё один известный испанец Мигель Индурайн тоже попадал в машину-«метлу» (в 1985, 1986), но, в отличие от Баамонтеса, в тот момент он был никому неизвестным гонщиком, ведь это случилось, когда Индурайн только начинал свою карьеру в профессионалах. Машина – «метла» не превратилась для него в зловещий знак: Индурайн принимал участие в Большой Петле 12 лет подряд, постоянно улучшая свои результаты, и в итоге он пять раз подряд становился её победителем с 1991 по 1995 год.
В прошлом году на ТдФ голландец Кенни Ван Хуммель несколько дней боролся изо всех сил, чтобы не попасть в «broom-wagon», после 6-го этапа он был последним в генеральной классификации. На горных этапах Ван Хуммель всё время финишировал среди последних, ему приходилось в одиночку бороться в самом конце гонки, за ним была лишь машина-«метла» broom-wagon. Ежедневная борьба за попадание в лимит времени сделала его одним из самых популярных велогонщиков Голландии. На 17-м этапе Ван Хуммель упал и всё-таки покинул гонку из-за травмы.
Кадры, запечатлевшие борьбу Ван Хуммеля и идущую за ним машину-«метлу», разошлись по Интернету.
Сейчас применение broom-wagon распространилось и на другие виды спорта, особенно на марафон. Используется broom-wagon и в ралли Дакар.
Машине-«метле», отмечающей в этом году 100 лет можно пожелать только одного, чтобы на финиш она всегда приезжала пустой….
________________________
Матросова Наталья