Примож Роглич (Primoz Roglic) в четвёртый раз в карьере выиграл этап Джиро д’Италия, и все эти победы одержаны в индивидуальных гонках на время — первая на 9-м этапе (40,5 км ITT) в 2016 году в Кьянти, вторая и третья — в 2019 году на1-м (8 км ITT) и 9-м (34,8 км ITT) этапах. Но впервые в карьере 33-летний словенский велогонщик команды Jumbo-Visma переоделся в розовую майку лидера за день до финала Джиро д’Италия.
Photo Credit: LaPresse
На 20-м, предпоследнем этапе Джиро д’Италия-2023 борьба за победу на этапе плавно перетекла за обладание розовой майкой.
Примож Роглич быстрее всех преодолел дистанцию индивидуальной гонки с раздельным стартом 18,6 км с набором высоты 1050 м и финишем в подъем 1 категории Монте-Луссари (Monte Lussari), протяженность 7,3 км, 871-1760 м, перепад — 889 м, средний градиент 12,1%, максимальный — 22%).
Олимпийский чемпион в гонке с раздельным стартом, Роглич перед стартом решающего этапа Джиро д’Италия-2023 шёл вторым в общем зачёте и стартовал предпоследним. У стартовавшего за ним обладателя розовой майки лидера 37-летнего британского гонщика команды INEOS Grenadiers Герантf Томасf (Geraint Thomas) в запасе было 26 секунд преимущества.
Через 9,4 км после старта участникам было выделено место для пересадки с разделочного велосипеда на шоссейный. Примож Роглич поменял велосипед без задержек, а Герант Томас при пересадке успел заменить велошлем.
На первой промежуточной отсечке через 10,8 км после старта (на высоте 860 м над уровнем моря), лучшее время показал Примож Роглич — 13 минут и 49,9 секунд, средняя скорость составила 46,849 км/ч.
Герант Томас на этой отсечке уже уступал ему 2,05 секунды.
Ещё один соперник Приможа Роглича — лучший молодой гонщик Джиро д’Италия-2023, стартовавший в белой майке, португалец Жуан Альмейда (Joao Almeida / UAE Team Emirates), замыкавший перед стартом 20 этапа тройку лучших в генеральной классификации, показал третий результат — 13 минут и 53,23 секунды.
Вторая промежуточная отсечка времени располагалась на 15,3 км маршрута, примерно на 1480 м над уровнем моря, в подъёме, где первые 4,75 км — со средним градиентом 15,3% и максимальными участками в 22% по бетонному покрытию.
Примож Роглич был сильнее всех и на второй отсечке, проехав её с результатом 34 минуты и 3,45 секунды, средняя скорость составила 26,954 км/ч, а Герант Томас уступил ему 16 секунд, показав второе время.
Отрезок между 1-й отсечкой и 2-й отсечками он преодолел со средней скоростью 13,349 км/час, а VAM (вертикальная скорость) составила 1840 м/ч, но на этом участке Примож Роглич уступил 6,28 секунд своему товарищу по команде Сеппу Куссу (Sepp Kuss / Jumbo – Visma).
Три велогонщика прошли вторую отсечку с одним временем 34 минуты и 35 секунд: Сепп Кусс, Жуан Альмейда и Дамиано Карузо (Damiano Caruso / Bahrain Victorious).
На подъёме у Приможа Роглича соскочила цепь, он был вынужден остановиться, но успел исправить проблему сам до того, как к нему подбежал механик с запасным велосипедом.
На третьей промежуточной отсечке через 17,8 км после старта, на высоте 1715 м над уровнем моря, Примож Роглич, несмотря на остановку, опередил на 40 секунд лидировавшего к этому моменту Жуана Альмейду. Время Роглича на отсечке составило 42 минуты и 20 секунд, средняя скорость 25,228 км/ч.
Когда эту же отсечку Герант Томас проехал с результатом 42 минуты и 49 секунды, Примож Роглич стал виртуальным обладателем розовой майки.
Словенский гонщик команды Jumbo-Visma единственный из участников преодолел дистанцию быстрее 45 минут, его результат составил 44 минуты и 23,7 секунды, средняя скорость 25,138 км/ч.
Герант Томас финишировал с результатом в 45 минут и 3,13 секунды и занял 2 место как на этапе, так и в генеральной классификации.
Жуан Альмейда (Joao Almeida (Por) UAE Team Emirates) занял 3-е место на 20 этапе, проехав разделку за 45 минут и 5,52 секунд и сохранил 3-е месте в генеральной классификации, выиграв белую майку лучшего молодого гонщика Джиро д’Италия-2023.
4-м на 20-м этапе стал Дамиано Карузо (Damiano Caruso / Bahrain Victorious), который сохранил 4-е место и в генеральной классификации.
Пятое время дня показ горный король Джиро д’Италия-2023 Тибо Пино (Thibaut Pinot (Fra) Groupama – FDJ), который к моменту своего старта уже был обладателем горной майки, так как его единственный конкурент в горной классификации — Дерек Джи (Israel-Premier Tech) не взял на 20-м этапе горные очки. Благодаря своему результату Тибо Пино смог подняться на 5-ю строчку в генеральной классификации Джиро д’Италия-2023.
Эти пять велогонщиков финишировали на 20 этапе Джиро д’Италия-2023 в пределах минуты.
Примож Роглич быстрее всех преодолел подъем 1-й категории Монте-Луссари (7,3 км, перепад высоти- 889 м, средний градиент 12,1%, максимальный — 22%). По замерам времени организаторами между отсечкой 10,8 км и финишем этапа, Рогличу на прохождение подъёма потребовалось 30 минут и 33,8 секунды, средняя скорость составила 15,312 км/ч, VAM (вертикальная скорость) составила 1779 м/ч.
В генеральной классификации Приможа Роглича и Геранта Томаса разделили 14 секунд — это самый маленький разрыв между 1-м и 2-м местом за последние 49 лет, но не самый минимальный за историю. В 1948 году Фьоренцо Маньи (Fiorenzo Magni) и Эцио Чекки (Ezio Cecchi) разделили 11 секунд, в 1974 году между Эдди Мерксом (Eddy Merckx) и Джанбатистой Баронкелли (Gianbattista Baronchelli ) было 12 секунд.
Photo Credit: LaPresse
Примож Роглич: «У меня пока нет слов. Потрясающие ощущения. Невероятно. Пока есть проблеск надежды, о том, чтобы сдаться, не может быть и речи. Сегодня получил этому очередное доказательство. Иногда проигрываешь, иногда выигрываешь. Сегодня мы выиграли. Я хотел, чтобы все зрители, все болельщики, которые сюда приехали, мною гордились. Сегодня такой была моя главная цель. Надеюсь, мне удалось её достичь. Я очень счастлив. Никогда не забуду, как меня поддерживали болельщики на дороге. Они добавляли сил. Я наслаждался каждой секундой этого этапа.
Пять дней после моего второго падения на Джиро мне всё ещё было тяжело, но я продолжал бороться. Боль оставалась, но сегодня чувствовал, что нога идёт на победу.
У меня слетела цепь, но такие происшествия случаются постоянно. Я не волновался, поставил цепь обратно. Немного отдохнул, пока стоял. Я мог проиграть всё, но таковы правила игры. У меня хватало сил продолжить гонку, к тому же, мне повезло, что меня мощно подтолкнул парень на дороге, потому что сложно стартовать заново. Скорость снова набрал и выложился полностью до финиша. Этого оказалось достаточно для такого великолепного результата.
Когда увидел, как за меня болели люди, ощутил мурашки, даже выступили слёзы. Меня не так сильно волновал результат, но я невероятно горжусь, что не подвёл тех, кто ради меня приехал на гонку. Я запомню этот день на всю жизнь.
Для меня эти места родные. Всю жизнь провёл в нескольких километрах, сюда же ездил прыгать на лыжах с трамплина.
Несправедливо сравнивать победы. Я всегда надеялся и боролся. Эта история моей Джиро.
Остался один день. Маршрут финального этапа довольно сложный технически. И гонка ещё не закончена».
На вопрос, станет ли следующей целью Тур де Франс в июле этого года или в 2024 году, Примож Роглич ответил: «Сначала хочу просто отпраздновать, но вы все знаете, чего не хватает…»
Марк Рееф (Marc Reef), спортивный директор команды Jumbo-Visma: «Мы все долго работали ради этого дня. Невероятная гонка, качели эмоций. Примож весь день был уверен в своих силах. Во время разделки мы получали мало информации о промежуточных отсечках. Финиш был необычайно захватывающим. Мы всегда верили в наши способности, но борьба была напряжённой. Просто не верится, что удалось сделать Приможу после всех неудач. Поздравляю всю команду. Замечательно добиться успеха в таких прекрасных условиях, среди моря восторженных любителей велоспорта. Болельщики дали Приможу такой импульс, что его мечта, наконец, стала реальностью».