Чтение — это одинокий процесс, можно сказать, «ритуал», который требует подготовки, максимальной концентрации и вдумчивости. Когда мы вовлечены в него, то получаем настоящее удовольствие. Делимся инструкцией о том, как читать медленно и находить скрытые смыслы.
Зачем читать медленно
Суть техники медленного чтения заключается в том, чтобы намеренно снизить скорость. Это позволяет отметить все детали, глубже понять текст и получить удовольствие от процесса. В литературной критике медленное чтение применяют в контексте анализа классической литературы.
Антиподом медленного чтения является скоростное: оно позволяет за минимум времени получить максимум информации без потери смысла. Его можно использовать в процессе обучения: когда для выполнения определенного задания нужно вычленить ключевые идеи из текста.
Появление этой практики связано с медленным движением, которое стало популярно в 20-ом веке. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни во всех сферах — в быту, в работе, в путешествиях и других. Но сам феномен медленного чтения возник намного раньше.
В 200 году нашей эры в иудаизме появился метод устного комментирования священных текстов. В них искали новые точные смыслы в словах. Впоследствии это занятие стало называться «мидраш» — толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста. Эту традицию продолжили неоплатоники: например, античный философ Дамаский писал комментарии к отдельным диалогам Платона, объем которых тысяча страниц.
Техника медленного чтения чаще используется для анализа художественной и философской литературы. Это позволяет найти скрытые смыслы.
Владимир Набоков отмечал: «Настоящую литературу не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого „желудка“ души. Ее надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, — тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней».
Американский философ, редактор и преподаватель Мортимер Адлер утверждал, что знать и понимать — это разные вещи: «Иметь информацию — значит знать некий факт. Понимать — значит осознавать дополнительные нюансы: почему так бывает, какова связь с другими фактами, чем они отличаются, в чем совпадают и так далее». Пониманию способствует вдумчивое чтение, его автор называет «активным». Адлер советует выделять ключевые слова, отмечать различия, наблюдать, как расширяется значение исходной фразы.
Помимо того, чтоб медленное чтение способствует глубокому пониманию, оно развивает критическое мышление. Так, вы замечаете причинно-следственные связи, сопоставляете идеи, оцениваете суждения автора и соотносите их с собственными убеждениями. Еще один плюс этой техники — тренировка внимания. Погружение в особенно художественные произведения позволяет чувственно воспринимать происходящее в них и тем самым развивать эмпатию.
Как читать медленно
1) Подготовьтесь к процессу чтения
Выберите тихое для вас место, где вас ничто не будет отвлекать. Позаботьтесь о достаточном освещении, комфортной температуре и уюте — пусть сам процесс будет ассоциироваться у вас с чем-то приятным.
2) Выберите инструмент для фиксации мыслей
Это могут быть как тетрадь или блокнот, так и заметки в гаджете. Но учитывайте, что во втором случае повышается вероятность отвлечься на оповещения и социальные сети.
3) Прочитайте одну страницу и остановитесь на определенном фрагменте
Переосмыслите прочитанное и сфокусируйтесь на фрагменте, который показался вам важным для понимания. Перечитайте его и выпишите ключевые тезисы.
4) Отмечайте спорные суждения
Вы можете быть не согласны с автором — и это нормально. Отмечайте такие суждения, а лучше всего — выписывайте и комментируйте. Ответьте на вопросы: «почему я не согласен», «что вызывает подозрения», «какова моя позиция по тому или иному вопросу».
5) Наблюдайте за своими ощущениями и эмоциями
Эмоции появляются во время прочтения художественной литературы — некоторым героям мы сопереживаем, некоторые, наоборот, вызывают у нас отторжение. По окончании главы проанализируйте свои чувства и подумайте, чем именно они были вызваны. Такой способ позволит лучше понять не только текст, но и самого себя.
6) Обращайтесь к словарю
Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: они обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, изучайте его происхождение.
7) Пересказывайте прочитанное
Помимо тренировки памяти, вы улучшите и свою устную речь. Сначала перескажите то, что было в тексте (так вы запомните имена и даты, хронологию), а потом прокомментируйте: в свободной форме поделитесь своими соображениями.
8) Стройте графики
Некоторые художественные воспроизведения трудно воспринимаются из-за многочисленных имен и дат. Можно делать временные графики и отмечать в них даты и события, выстраивать ассоциативные карты или даже древа семьи.
Любовь Карась