Максим Артемьев об итогах внешней политики России в 2021 году.
В 2021 году отчетливо обозначилась ведущая тенденция в политике власти РФ — нацеленность на преодоление последствий развала СССР, воссоздание исторической России. И разразившийся под конец года украинский кризис – лишь следствие этого.
Я согласен с исторической концепцией Солженицына, что в истории России было три Смуты, первая – начала XVII века, вторая в 1917, и третья Смута – 1985-1991/93.
Максим Артемьев.
После первых двух Смут происходило быстрое возрождение России в предшествующем виде, а после шло расширение страны. Однако с 1991 года никакого восстановления России не наблюдалось. И со стороны могло показаться, что Москва смирилась с развалом страны навсегда, благо, что отпавшие части активно «подбирает» Запад.
Прибалтика уже полностью инкорпорирована в его структуры – и Евросоюз и НАТО. Теперь на очереди — Украина, Грузия, Молдавия, а там — и Белоруссия. Но, в первую очередь, – Украина. Видимо, осознание данного факта, что еще чуть-чуть и Киев навсегда будет чужим, и сподвигло Кремль к более активным действиям по недопущению этого.
После прежних смут возрождение страны шло быстрее, чем сейчас.
Риторика нынешнего года сильно отличалась от предыдущей. Статьи Путина и Медведева по украинской теме, появившиеся летом и осенью, ясно показали эту смену парадигм. Теперь взят курс (по крайней мере, на словах) на более решительное противодействие расширению НАТО и продвижению концепции «Украина — не Россия».
Как теперь ясно, за предыдущие тридцать лет был, все-таки, создан некий задел по решению упомянутой задачи. По ту сторону Кавказского хребта удалось удержать за собой Абхазию и Южную Осетию. А с конца 2020 российские войска стоят и в Карабахе. В Молдавии – тоже имеется форпост — Приднестровье. Средняя Азия, в целом дружественна России и так или иначе, за исключением Туркмении, включена в ее проекты. Крым уже возвращен, как и по факту половина Донбасса.
Поэтому сегодня Украина обложена со всех сторон – с севера Белоруссия (о ней чуть позже), с юга – Крым, обладание которым позволяет контролировать практически все побережье Украины и вести мониторинг Причерноморья. С запада – Приднестровье, откуда также можно осуществлять разведку.
Владимир Зеленский, как и Украина, оказался под плотным давлением с разных сторон.
Чем закончится нынешнее обострение, и какие конкретные цели преследует Кремль – пока непонятно, но в любом случае легкой жизни власти в Киеве он теперь точно не обещает. Пора компромиссов с Украиной в нынешнем виде, видимо, прошла. Москве, помимо прочего, надоела и неопределенность в Донбассе, где минские договоренности не выполняются, ситуация «ни войны, ни мира» длится восьмой год, в результате чего мирное население разочаровывается в «русской весне», а Россия должна нести дополнительную нагрузку по содержанию региона, и, одновременно, находится в состоянии военного напряжения. Посмотрим, удастся ли переломить ситуацию в 2022?
Вышеупомянутая Белоруссия впряглась в 2021 открыто в российскую упряжку, и заявления Лукашенко по Крыму – пусть пока они на грани признания его принадлежащим Москве — вполне характерны. И это тоже шаг к «воссозданию». Нет, не СССР или российской империи в чистом виде. Сдается, что в Кремле решили создавать разноуровневое объединение – на одних принципах с Белоруссией, Крым возвратили на других, с ДНР-ЛНР будет по третьему сценарию, с Казахстаном (о нем пока не говорят, но, судя по всему, очередь дойдет) – по четвертому и т.д. Планируется гибкая ассоциация, главное, чтобы осуществлялся конечный контроль Москвы. Думается, твердых и окончательных планов нет – как будет получаться по ходу дела, так и пойдет.
Владимир Путин обозначил допустимые границы агрессивности НАТО.
Из этих же объединительных планов вытекает новый раунд противостояния с Западом. Ультиматум по не расширению НАТО – лишь формальность. Суть там не только и не столько в недопущении Украины и других осколков СССР во враждебный блок, а в проведении красной черты по бывшей советской границе. И не в том смысле, что ее нельзя переходить, а в том, что к ней отныне будет стремиться Россия в обратном движении.
Собственно, что население бывшего СССР на низовом уровне стремится к единению явствует из простого факта, озвученного как раз накануне Нового года – 7 миллионов мигрантов прибыло в Россию за 2021 года. Прошло тридцать лет, а Москва – по-прежнему центр притяжения на постсоветском пространстве.
Внутри России главным событием, если не считать продолжения эпидемии короновируса, к которой уже привыкли, стали выборы в Государственную Думу, которые показали, что в стране все находится под контролем Кремля. Если январь прошлого года начинался с прибытия из Германии Навального, что подавалось как ведущее событие, то сегодня про него никто уже и не вспоминает, а ряд протестных акций января в его поддержку, которые жестко пресеклись, с временной дистанции кажутся временным недоразумением. Провал «умного голосования» на выборах – яркое тому доказательство.
От эффективности диалога Путина и Байдена зависит будущее не только двух стран, но и всего мира.
Сами выборы сенсацией не стали, расклад особо не поменялся, а про «Новых людей», которые впервые за 18 лет сделали Думу пятипартийной, все давно забыли – настолько это незначительное событие.
Предновогоднее закрытие «Мемориала» может казаться «ужесточением», только если не вспоминать про тенденции предыдущих двадцати лет. Вот точно также в 2001 обозреватели охали – как же так?! Самого Гусинского арестовали, и замахнулись на святое и неприкосновенное — на НТВ! Но ахать в 2021 – совсем не лезет ни в какие ворота.
События в Афганистане стали одним из важнейших событий мировой политики в 2021 году.
В мировом масштабе 2021 год начинался весело — штурм Капитолия показал, что Америка меняется, равно как отказ Трампа посетить инаугурацию своего преемника – неслыханное нарушение правил приличий по прежним меркам, но оно вполне сошло с рук бывшему президенту. А вот действия Твиттера и прочих соцсетей, забанивших Трампа, показали и всю мощь новых ресурсов, и, одновременно, их однобокость и предубеждение, и то, что свобода слова писана не для них.
Вторым событием мирового масштаба стало позорное бегство из Афганистана американских войск. Проиграть двадцатилетнюю войну бородачам в сандалиях, затратив два триллиона долларов – это надо постараться. Я так и не прочитал ни одного вразумительного объяснения в иностранной прессе — как такое вообще стало возможным? Не случайно, в США поспешили забыть про этот провал. Слишком уже тяжело и неприятно об этом думать, ибо куда тут защищать Украину от России, когда не смогли защитить своих марионеток от талибов (все еще запрещенных в России), а прикрыть ведь обещают.
«Северный поток-2» все таки запустили, хотя многие очень сомневались в перспективах проекта.
Из других примечательных событий 2021-го отметим завершение постройки газопровода «Северный поток-2» вопреки всем пессимистическим прогнозам. Это как с Крымским мостом, в реальность которого не верили, пока не началось движение. И как теперь европейцы поступят – будут равнодушно наблюдать как проложенные до Германии трубы станут ржаветь без использования? Что-то это очень плохо бьется с расчетливостью и прижимистостью немцев.
Автор текста: Максим АРТЕМЬЕВ.