ОАО «Авиапредприятие «Алтай» начнет проектирование нового терминала для аэропорта Барнаула, не дожидаясь завершения сделки по продаже контрольного пакета акций холдингу «Новапорт». Как объяснил заместитель гендиректора «Новапорта» Евгений Янкилевич в ходе пресс-конференции в ТАССе 20 января, группа компаний надеется, что к моменту вступления в права основного собственника у них на руках уже будет проектная документация.
По словам Янкилевича, в «Новапорте» делают ставки на развитие пассажиропотока в аэропорту Барнаула. Однако это неразрывно связано и с развитием инфраструктуры. Предприятие готово инвестировать в новый терминальный комплекс площадью 8,5 тысяч кв. м серьезные суммы — около 2,8 млрд рублей в ценах 2018 года, но только после того, как в руках у холдинга окажется контрольный пакет акций «Авиапредприятия «Алтай». Сейчас «Новапорт» владеет 156 492 (48 %) акциями авиапредприятия, а Алтайскому краю в лице правительства принадлежит 169 533 (52 %). Стороны договорились о сделке, по результатам которой контрольный пакет должен перейти холдингу. Речь шла о дополнительной эмиссии с последующей передачей «Новапорту» для выкупа. Сумма сделки без учета инвестиционного проекта по строительству нового терминального комплекса по первоначальным прикидкам властей должна была составить 600-700 млн рублей.
Как следует из ответа Янкилевича на пресс-конференции, сейчас стороны ведут переговоры и консультации с прокуратурой, чтобы сформировать «правильные подходы в части вопросов по реализации данного инвестиционного проекта». «Юристы продолжают прорабатывать этот вопрос. Я думаю, что 2021 год будет переломным, и мы сможем инвестировать средства в строительство нового терминального комплекса. При этом мы договорились, что аэропорт – и мы готовы в этом помочь, чтобы не терять сроки — начнет проектирование нового терминала, чтобы к моменту решения всех юридических вопросов у нас уже была проектная документация и мы не затягивали со строительством», — прокомментировал заместитель гендиректора «Новапорта». При этом он отметил, что, по завершении сделки у правительства Алтайского края в руках хоть и окажется меньший пакет акций, его стоимости должна кратно вырасти за счет тех инвестиций в имущество предприятия, которые предусматривает соглашение.
Отметим, что в конце 2020 года Западно-Сибирская Транспортная прокуратура выступила против предложенной схемы смены собственника, направив губернатору Алтайского края Виктору Томенко письмо, в котором указала на недопустимость осуществления сделки в ее первоначальном виде. По мнению надзорного ведомства, увеличение уставного капитала АО «Авиапредприятие Алтай», возможно только при условии сохранения за государством или муниципальным образованием доли в размере не менее 50 % плюс одна голосующая акция. Существующий же план предполагает, что за краем останется только 25 % акций. Кроме того, инвестиционное соглашение, входящее в сделку, предусматривает фактическую продажу активов авиапредприятия единственному покупателю без проведения публичных торгов, что также противоречит законодательству. В прокуратуре попытались указать чиновникам иной, законный путь вариант решения возникшей проблемы: заключение с холдингом концессионного соглашения. По мнению прокуратуры, это бы позволило не только законно привлечь в регион инвестиции, сохранив имущество в собственности субъекта РФ, но и повысить качество услуг для авиапассажиров. Однако в краевом Минтрансе такой вариант отвергли, поскольку концессии может быть применима только в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Комплекс аэропорта принадлежит АО «Авиапредприятие «Алтай», а не властям напрямую.
Упомянем, что вышеописанная сделка, по планам краевых властей, должна предусматривать сохранение для региона возможности выкупить акции обратно, если холдинг нарушит договоренности. Ранее предполагалось, что к строительству могут приступить уже в 2021 году, а ввод нового здания в таком случае должен произойти уже к весне 2023 года. Как изменятся эти сроки – неизвестно. Весной 2020 года сообщалось, что предпроектные работы для нового терминала аэропорта Барнаула уже были проведены.
Упомянутые претензии прокураторы отдельные наблюдатели связывали с иностранным происхождением части капиталов «Новапорта». Эксперты обратили внимание на то, что холдинг на паритетных началах принадлежит международной инвестгруппе бизнесмена Романа Троценко и казахстанскому инвестфонду Meridian Capital (эта транснациональная корпорация была зарегистрирована в оффшорной зоне Бермудских островов в начале 2000-х годов). Не исключено, что интерес «Новапорта» к барнаульскому аэропорту (и не только) может быть связан с попытками западных транснациональных корпораций закрепиться на Евразийском пространстве в ряде перспективных сфер, в том числе и в логистике, подчеркивают аналитики.