«Это настоящее литературное чудо: Пушкин, даже не зная такого термина и слова, смог описать Татьяну Ларину как человека с явными признаками расстройства аутистического спектра», — считает семейный психолог Людмила Петрановская.
В интервью литературному критику Галине Юзефович она рассказала, что именно в поведении романтичной героини, письмо которой к Онегину дети в школе заучивают наизусть, говорит, что она, возможно, аутист, и какими еще психическими расстройствами могли страдать знаменитые герои великих книг.
Людмила Петрановская
Психология
Семейный психолог с 20-летним стажем, педагог и публицист, основатель Института развития семейного устройства (ИРСУ)
«Она в семье своей родной казалась девочкой чужой…»
«В какой-то момент, перечитывая „Евгения Онегина“, я вдруг поняла, что Татьяну он описывает как девушку с расстройством аутического спектра (РАС). К слову, многие девушки, которые рассказывают о своем РАС в соцсетях, похожи между собой, как сестры… Такие тоненькие, длинненькие, немножко эльфийское что-то в них есть. Не зря актриса Лив Тайлер играла и Татьяну, и эльфийку, — говорит Людмила Петрановская. — Пушкин пишет: „Она в семье своей родной казалась девочкой чужой…”»
Психолог отмечает, что Татьяна «с детьми не играет, сидит в уголочке, бледная, высокая, тонкая, физически неловкая. Было даже такое наблюдение, что Татьяна не наливала чай, хотя это была обязанность старшей сестры, потому что она пролила бы его».
Освоила «маскинг»
Пушкин описывает в романе, говорит Петрановская, что Татьяне «все время сложно в социальном взаимодействии, у нее явное нарушение сна — она зарю встречает, всю ночь не спит, сновидение у нее очень характерное. Это полная картинка по куче параметров, и у нее нет никакой помощи в социализации».
Петрановская отмечает, что все меняется, когда уезжает Онегин.
«Татьяна получает доступ к огромному объему литературы, которую она прорабатывает, пытаясь понять, чего все эти люди хотят… Она видит его пометки, вычисляет, как это все устроено», — говорит психолог. В итоге к моменту, когда Татьяна попадает в столицу, ей становится доступен хороший «маскинг» — способ для аутиста слиться с толпой, казаться неаутичным для других.
«При этом она не вовлечена внутренне, — продолжает Петрановская. — Татьяна пользуется таким бешеным успехом в свете, потому что освоила нехитрые в общем-то для умного человека штучки-приемчики: „мило головку наклоняет“ и так далее. В ее поведении нет алчности, жадности до внимания и до отношений. Ей по большому счету они и не нужны. Поэтому вокруг нее роятся поклонники — они ценят ее безопасность».
«Как Пушкин это увидел, описал, вообще не зная таких слов, естественно, — это, конечно, фантастика. Мне кажется, это литературное чудо», — делает вывод семейный психолог.
Печорин и Лолита
Обсуждает Людмила Петрановская и еще одного литературного героя — Печорина. По ее мнению, его поведение можно рассматривать через стратегию привязанности: «Это неутолимая тоска по контакту, которая все время ноет, каждую минуту. А с другой стороны, абсолютное неверие к тому, кто относится искренне и хорошо…»
В знаменитом романе Набокова Юзефович и Петрановская также обращают внимание на явное описание насилия по отношению к Лолите. «Есть моменты, где Набоков очень коротко, встраивая в другие фразы, описывает реальное насилие, которое вроде бы в глаза не бросается — например, когда он (Гумберт Гумберт. — Прим. ред.) после тенниса, взяв ее за шею, ведет в номер… Вот этот захват профессиональный, спецназовский за шею, от которого никуда не денешься… Там есть гораздо более ужасные места», — говорится в интервью.