При этом все больше россиян хотят трудиться, не выходя из дома.
В России вместе с ростом популярности удаленной работы работодатели начали сокращать социальные гарантии для своих сотрудников. Эксперты отмечают, что тенденция создает опасность дальнейшего уменьшения соцпакета, но это не останавливает людей — большинство работников готовы отказаться от льгот ради работы из дома.
Исследование социальных гарантий, которые предоставляют российские работодатели, провели специалисты из Высшей школы экономики и Института социологии РАН. Они пришли к выводу, что за последние 20 лет количество сотрудников с доступом к корпоративной медицине, питанию и транспорту сократилось почти вдвое.
Вместе с этим почти на 30 процентов сократилась доля компаний, которые готовы были оплачивать за свой счет путевки для сотрудников в дома отдыха или санатории. С 37,7 до 16,6 процента снизилось количество работодателей, предоставляющих корпоративную медицинскую страховку. Снизилось и число работников с правом на компенсацию транспортных расходов.
Больше всего упала доступность льготного кредита на ремонт или строительство — сейчас такие льготы предоставляет всего лишь 2,5 процента от всех работодателей. Кроме того, резко снизилось число тех, чьим детям предоставляют или оплачивают место в детском саду (с 13,5 до 3,1 процента).
При этом медленнее всех снижается льгота на бесплатное корпоративное питание — его доступность за последние годы снизилась всего на 5,4 процента. А вот бесплатное обучение, переобучение или повышение квалификации остается доступным для 20-25 процентов работников в России.
По данным «Коммерсанта», на рынке труда сейчас сложилась ситуация, когда все больше и больше сотрудников готовы пойти на сокращение социальных гарантий и понижение зарплаты ради того, чтобы работать в удаленном формате. Эксперты отмечают, что если количество желающих работать в дистанционном формате будет расти, то компаниям придется брать на работу менее требовательных кандидатов.
Ранее портал «Работа.ру» опубликовал данные опроса россиян, согласно которому 72% респондентов хотели бы перейти на удаленку. Россияне видят среди плюсов работы из дома возможность самостоятельно распоряжаться своим временем (61%), экономить время на дорогу (46%), деньги на транспорт и еду (43%). Еще 37% ценят в удаленке возможность проводить больше времени с родными.
В начале 2021 года еще один порос показал, что из-за роста удаленки многие столичные работодатели все активнее стали искать сотрудников вне своего региона. Если в начале 2020 года от компаний, базирующихся в столице, 45% приглашений были направлены в различные регионы России, то уже к концу года этот показатель вырос до 49%. То есть практически половина откликов на запросы о работе «перекочевали» в провинции.
Кроме тренда на удаленку, российские работодатели столкнулись с массовой вакцинацией. По данным Forbes, каждая пятая российская компания отстранила от работы или уволила работников, которые не захотели прививаться от коронавирусной инфекции и при этом не имели на то медицинских причин. Результаты опроса HR-менеджеров 900 компаний показал, что почти в 47% фирм сотрудников-антипрививочников оказалось менее 10 процентов от числа всего штата, у 33,2 процента — около трети, у 11,8 процента — более 50 процентов.
При этом россияне по-прежнему предпочитают строить свою карьеру в Москве. Согласно последнему опросу, в большинстве российских городов снижается количество жителей, считающих родной город лучшим для своей карьеры. Как и в прошлом году, большинство опрошенных респондентов (71%) считают, что в столице лучшие возможности для развития карьеры. На втором месте находится Санкт-Петербург (63%), на третьем — Казань (53%), затем Тюмень (49%) и Екатеринбург (48%).