Сегодня это кажется маловероятным, но полтора века назад американский корреспондент пошел против западной машины в пользу русских. Януарий Мак-Гахан встал на защиту правды, что по нынешним меркам само по себе выглядит, как подвиг.

Османы безнаказанно вырезали болгарских христиан, покровительствовавшая им Великобритания смотрела на их преступления сквозь пальцы, а Россию сковывал договор о невмешательстве по итогам последней русско-турецкой войны. Мак-Гахан совершил невозможное, повернув общественное мнение вспять и позволив русским спасти братьев.

Безжалостная апрельская резня и позиция Лондона

Русско-турецкая война и антирусская пропаганда

Премьер Великобритании покрывал зверства башибузуков«Апрельское восстание» болгар в 1876-м подняли местные революционеры, загнанные в угол очередным повышением турецких налогов. Турки реагировали на бунты «неверных» применением грубейшей силы. Наводить порядки отправились иррегулярные пехотинцы-башибузуки. Эти группировки набирались османами из черкесов, курдов, албанцев и служили «за еду». Христиан они воспринимали за враждебных мусульманам недолюдей, расправляясь с ними с особой жестокостью.

Турция на тот момент союзничала с Великобританией. С одной стороны, не пристало цивилизованной стране покрывать кровавые преступления безродных варваров. Но с другой, в международной дипломатии часто дружат против кого-то. Англия использовала партнерство с турками «против России», которая оправилась после Крымской войны 1853–56-х и угрожала влиятельным возвращением на мировую арену. В свою очередь, наблюдались противостояния и в самом Лондоне, где оппозиция спала и видела отставку премьер-министра Дизраэли. А это сделалось бы возможным с доказательством его пособничества убийцам. Когда «Лондон дейли ньюс» опубликовала материал о зверствах турок в Болгарии, первые британские политики ожидаемо обвинили газету во вранье.

Тот же Дизраэли заявил, что журналисты сильно преувеличивают, пересказывая сплетни и потакая русской пропаганде. «Россия просто обижена на наших старых друзей — османов», — пояснял происходящее он. И несмотря на то, что лондонские дипломаты были в курсе происходящего на Балканах, желающих возразить премьеру не нашлось.

Нужно сказать, что Великобритания придерживалась подобной позиции и раньше. Накануне Крымской войны тамошняя пресса рассказывала о сладкой жизни православных христиан под властью благородного султана, противопоставляя их угрюмым россиянам. Английские СМИ в один голос стали выгораживать турок, которые, по их свидетельствам, применяли силу лишь в адрес болгарских повстанцев, не трогая женщин и детей. Часть изданий вообще обвинили в преступных действиях восставших, которые якобы убивали своих же сограждан по заказу русских.

Британская оппозиция и американский корреспондент

Русско-турецкая война и антирусская пропаганда

Американский корреспондент Мак-Гахан. /Фото: fitzroymag.com

Лондонские либералы решили действовать, наняв популярного американского журналиста-правдоруба Януария Мак-Гахана. Он к тому моменту успел снискать международную известность смелыми репортажами с военных фронтов, поработал собкором в питерском «New York Herald», подружился с легендарным генералом Скобелевым и женился на тульской дворянке Варваре Елагиной. В Болгарию Януарий отправился едва ли не на волонтерских началах, загоревшись восстановлением справедливости. В июле 1876-го в «London Daily News» вышел его первый репортаж, заставивший английскую публику вздрогнуть.

Американец, не выбирая выражений, рассказывал, как турки хладнокровно подожгли церковь с сотнями стариков и женщин, как повергали страшным пыткам мужчин, насилуя их жен и убивая детей. По свидетельству журналиста, башибузуки вырезали 58 болгарских селений, и 90% убитых представляли мирное население. Статья Януария в Британии произвела небывалый эффект. В каждом доме, пабе и на скачках люди говорили о далеких Балканах. Англичане задумались: а почему власть защищает Турцию, спонсирующую орду убийц?В считанные дни болгарские репортажи напечатали самые крупные европейские газеты. Общественный резонанс спровоцировал десятки журналистских командировок в Болгарию. Корреспонденты Австрии, Франции и Германии отправились на поиски подтверждений слов Мак-Гахана. И вскоре весь цивилизованный мир узнал, что турки тысячами уничтожают православных христиан.

Дезориентированный премьер-министр Дизраэли стоял на своем, поясняя все проделками “платной русской пропаганды” и влиянием на Мак-Гахана русской супруги.

Поражение турок от русского меча

Русско-турецкая война и антирусская пропаганда

Памятник журналисту в болгарском городе Елена. /Фото: photos.wikimapia.org

Свидетельств правоты американца становилось все больше, и слова Дизраэли окончательно обесценились. Читатели авторитетных европейских изданий с ужасом осознали, что политики им врут. Долгое время Европа «спасала» от русских варварское государство, безжалостно расправлявшееся с христианами. На основе публикаций американского журналиста Уильям Гладстон подготовил книгу «Болгарские ужасы и Восточный вопрос», где открыто призвал соотечественников надавить на британское правительство и посодействовать уходу турок с территории Болгарии.

В этом же ключе публично высказывались и известные европейские деятели Чарльз Дарвин, Виктор Гюго, Оскар Уайльд, Джузеппе Гарибальди.

Общество восстало, развязав русским руки. И 12 (24) апреля 1877-го Российская империя объявила Турции войну. Османский султан Абдул-Хамид II ожидаемо ринулся за помощью к британским покровителям. Но общественные настроения нарушили ранние договоренности партнеров. Дизраэли заявил султану, что он сам наломал дров, сам пусть и выпутывается. Лондонский политикан прекрасно понимал, что сделай он шаг в поддержку турок, и оппозиция уничтожит его правительство. Мак-Гахан получил назначение в русскую армию военным корреспондентом от «Daily News».

Благодаря приятельству с генералом Скобелевым, американцу позволялось находиться в расположении самых передовых частей. Его яркие репортажи с эпицентров сражений охватили все основные вехи новой русско-турецкой войны. Он же первым в СМИ сообщил о безоговорочном поражении османской армии и лично присутствовал при подписании мирного соглашения в Сан-Стефано.