Сотрудники «ВИМ-АВИА» 4 года живут без зарплаты из-за пробуксовок в расследовании СК

Несмотря на то, что закон встал на защиту людей, лишенных законного заработка, лучше их положение не стало.

В декабре 2017 года Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета РA в отношении руководства ООО «Авиакомпании «ВИМ-АВИА» было возбуждено дело из-за невыплаты зарплаты работникам организации (ч.2 ст.145.1 УК РФ). Речь шла о сотнях миллионах рублей. Доведенные до края люди тогда даже пошли на голодовку.

После этого им предложили направить обращение в Следственный комитет, и в итоге процесс пошел, дело было возбуждено. 

Несмотря на то, что закон встал на защиту людей, лишенных законного заработка, лучше их положение не стало. 

После семи месяцев расследования, так и не установив виновных лиц (совершенно неясно, что помешало это сделать – достаточно было прочитать документы о назначении на пост генерального директора и главного бухгалтера «ВИМ-АВИА»– лиц ответственных за выплату заработной платы), 23 июля 201801 года следствие наложило арест на имущество компании на сумму более 3 млрд. рублей, в том числе и на собственность в виде 55 084 000 обыкновенных акций ПАО «Аэропорт Братск», номинальной стоимостью чуть более 10 млн. руб. И после этого «бронепоезд» ведомства Александра Бастрыкина прочно стал «на запасном пути». Пробуксовка дела длится в течение срока, который не укладывается в голове – уже почти четыре года. В этой ситуации люди не могут практические ничего – получить положенные выплаты или уволиться и получить расчет. Сотрудники оказались в ловушке.

Все эти четыре года работники компании не получают зарплату (соответственно и не пополняют бюджет налоговыми отчислениями). Вместо того, чтобы работать и зарабатывать, люди пишут жалобы, ходят по инстанциям, обивают пороги ведомств.

За это время следователями Главного Следственного управления СК РФ благополучно установлены почему-то неустановленные транспортными следователями лица из числа руководства ООО «Авиакомпании «ВИМ-АВИА» — генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. Они привлечены к уголовной ответственности за мошенничество в особо крупном размере, совершенное с другими руководителями авиакомпании, которые причинили ущерб на сумму более 670 млн. руб. и обанкротили авиакомпанию. Более того, материалы дела были направлены в суд и был вынесен обвинительный приговор. 

Казалось бы, за транспортных следователей всё уже сделали их коллеги из СК – установили «неустановленных». Осталось предъявить обвинение за невыплату зарплаты и направить дело в суд в рамках принятия мер п восстановлению нарушенных прав работников и предприятия. Но ничего подобного по непонятным причинам  не происходит.

Используя терминологию следователей, можно говорить о двух версиях: 

 — это попытка каким-то образом оправдать волокиту при расследовании достаточно простого преступления, совершая бессмысленные следственные действия, не направленные на окончание расследования. Не понимая предмет доказывания, расширять до бесконечности круг привлеченных в сферу расследования лиц; 

 — это нежелание потерять влияние на распродажу имущества обанкротившегося предприятия стоимостью более 3 млрд. рублей. 

Вторая версия требует тщательного рассмотрения. 

В связи с тем, что «ВИМ-АВИА» признана банкротом, было введено конкурсное управление, задачей которого является возмещение всех долгов компании перед государством, работниками компании и другими должниками. Имущество компании, на которое наложен арест, из собственности, виновных в невыплате зарплаты, лиц выбыло, конкурсным управляющим оно получено законным путём и таким образом основания для наложения ареста на имущество, предусмотренные ст. 115 УПК РФ, отпали. Однако, несмотря на ходатайства о снятии ареста с имущества, такое решение не принимается, что препятствует законной деятельности конкурсного управляющего.

Более того, 9 апреля 2021 года МК ООО «Гершвин» приняла участие в открытых торгах на электронной торговой площадке ЭТП ООО «ЦЕНТР РЕАЛИЗАЦИИ» по продаже имущественных прав ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» — акций обыкновенных именных ПАО «Аэропорт Братск» в количестве 55 084 000 с начальной ценой продажи в размере 495 170 400 рублей.

В соответствии с федеральным законодательством конкурсным управляющим ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» с МК ООО «Гершвин» 29.04.2021 был заключен договор купли продажи вышеуказанных акций. Указанной суммы достаточно для погашения задолженности по заработной плате, но из-за не снятого ареста выполнить условия договора затруднительно.

Следует учесть тот факт, что определением арбитражного суда республики Татарстан от 03.06.2021 изменена очередность кредиторов, с приоритетным удовлетворением (погашение) требований кредиторов второй очереди реестра требований кредиторов ООО «Авиакомпания ВИМ-АВИА» в части требований по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору на ООО «Авиакомпания ВИМ-АВИА». Иными словами, заработная плата работникам авиакомпании будет выплачена в первую очередь.

Реализация иного имущества компании на сумму более 2 млрд. рублей не произошла до настоящего времени. «Гершвин» является единственным инвестором, которым перечисляются реальные средства достаточные для погашения задолженности по зарплате и налогам.

Важнейшая цель, заложенная законодателем при введении ответственности по ст.145.1 УК РФ – выплата задолженности по заработной плате работникам организации, т.е. вроде бы будет выполнена, но следствие упорно, вне рамок УПК, препятствует хозяйственной деятельности.

Более того, в настоящее время, за рамками предмета доказывания по указанному делу, назначается экспертиза о рыночной стоимости акций, т.е. без выделения из материалов дела о невыплате зарплаты, проводится расследование законности или незаконности действия конкурсного управляющего, что явно незаконно.

При таких обстоятельствах, сложно понять позицию следствия, направленную на воспрепятствование реализации права на заработную плату работников организации, а также реализацию права коммерческой организации на собственность, приобретенную законным путем.

В этом отношении особый интерес вызывает  мнение главы СК Александра Бастрыкина по данному вопросу. Нужно разобраться – что важнее: бесконечно расследовать дела до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности или выплатить людям заработную плату, что особенно важно в тяжкое коронавирусное время.