2011
21 этап за 84 ч 05 мин 14 сек
3469 км / 41.37 км/ч
207 на старте
159 на финише
Наверное, воспоминания о Джиро д’Италия (Giro d’Italia) – 2011 еще долго будут будоражить умы велоболельщиков. Завершившийся итальянский Гран тур получился очень неоднозначным. Три недели гонки вместили в себя столько событий, что их хватило бы и на иной велосипедный сезон. События эти были окрашены в самые разные тона и заставили пережить нас целую гамму эмоций, навсегда запечатлев в памяти взлеты и падения, моменты триумфа и разочарования. Эти три недели показали нам, какой тонкой является грань между жизнью и смертью. Они продемонстрировали важность единения перед лицом трагедии. Пожалуй, они еще больше сплотили всех, кто, так или иначе, неравнодушен к велоспорту. За этот короткий отрезок времени мы неоднократно имели возможность убедиться в крепости духа и физической выносливости участников гонки, которые изо дня в день служили для нас живым подтверждением известному изречению – дорогу осилит идущий. Итак, давайте еще раз мысленно пройдем этот путь длиною в 3479 километров по итальянским дорогам, вспомним самые яркие моменты, и попытаемся еще раз испытать те чувства, которые сопровождали нас на протяжении трех недель «розовой гонки».
А начался этот путь в Турине (Torino), точнее говоря, в его ближайшем пригороде – Венарии Реале (Venaria Reale). После нашествия тысяч альпини центр торжеств, посвященных празднованию 150-летия объединения Италии, переместился к воротам замка Реджиа ди Винариа (Reggia di Venaria). Именно там был расположен старт командной разделки (Венария Реале (Venaria Reale) – Турин (Torino), TTT, 19.3 км), открывавшей гонку.
Первое место в итоговом протоколе вполне ожидаемо заняла команда HTC Highroad, а Марко Пинотти (Marco Pinotti), не скрывавший после финиша своей радости, примерил розовую майку. Всё это, как выяснилось было частью плана, разработанного штабом HTC утром накануне старта – американская команда решила не оставаться в стороне от юбилейных торжеств, и преподнесла великолепный подарок итальянским болельщикам.
Команды главных фаворитов Джиро д’Италия разместились в итоговом протоколе в пределах полуминуты. Приятно удивили подопечные Вячеслава Екимова (Viatcheslav Ekimov). Да, о том, что гонщики команды RadioShack умеют ездить командную разделку всем хорошо известно, но всё же именно от этого состава вряд ли кто-то ждал очень высокого результата. А между тем, до первого места американской команде не хватило всего лишь 10 секунд.
Осуществление второй части плана, разработанного штабом НТС, было отложено на неопределенное время – на втором этапе (Альба (Alba) — Парма (Parma, 244 км) Марк Кэвендиш (Mark Cavendish) вчистую уступил Алессандро Петакки (Alessandro Petacchi) в финишном спринте. Напрасно Кэв предъявлял претензии и обвинял Але-Джета в том, что он трижды менял траекторию движения – судьи были непреклонны. Впрочем, и на повторе финиша было видно, что никакого злого умысла в действиях Петакки не было, а Кэву в данной ситуации нужно винить, прежде всего, самого себя – за неправильный выбор позиции для финального ускорения. Как бы там ни было, но для Петакки эта победа стала 22-й за все годы его выступлений на Джиро, хотя сам Алессандро продолжает считать своими и те 5 побед, что он одержал в на Джиро д’Италия-2007-м году.
Профиль 3-го этапа (Реджио Эмилия (Reggio Emilia — Рапалло (Rapallo, 173 км) с длиннющим подъемом — тягуном на Пассо дель Бокко (Passo del Bocco) и дуплетом коротких предфинишных горок обещал интересный сюжет гонки. И, действительно, на последних километрах пятерка гонщиков, отъехавших от основной группы, разыграла между собой финиш, где расторопнее всех оказался Анхель Висиозо (Angel Vicioso), записавший в свой актив первую в карьере победу на этапе Гран-тура. Но и этот успех гонщика команды Androni, и всё остальное быстро отошло на второй план, когда после финиша было объявлено известие о трагической гибели Воутера Вейландта (Wouter Weylandt), случившейся на крутом опасном спуске с Пассо дель Бокко. Бельгиец, которому Италия год назад принесла первую в карьере большую победу, на этот раз не доехал каких-то 12 километров до ее западного побережья. Врачи, подоспевшие к месту падения гонщика Leopard Trek спустя 30 секунд после инцидента, более 20 минут боролись за жизнь 26-летнего бельгийца, после чего вынуждены были признать свое поражение…
Трагическую смерть невозможно предсказать. Она всегда пугает своей внезапностью, заставляя задуматься о том, какой хрупкой является жизнь человека – нелепая случайность может легко перечеркнуть все мечты и планы. Перед лицом смерти все равны. И это равенство объединяет, когда происходят трагедии, подобные той, что случилась с Воутером Вейландтом. На 4-м этапе Джиро д’Италия (Генуя (Genova Quarto dei Mille) — Ливорно (Livorno), 216 км), который мог и не состояться (можно только догадываться, чего стоило гонщикам выйти на старт после событий предыдущего дня), весь пелотон, все болельщики продемонстрировали единение, отдавая дань памяти и уважения погибшему бельгийскому гонщику. Этап, который обещал подарить зрителям немало интересных моментов в стиле Милан — Сан-Ремо (Milano-Sanremo), на деле превратился в спектакль другого рода – казавшаяся вечной похоронная процессия сменявших друг друга команд во главе пелотона закончилась под аплодисменты болельщиков, когда гонщики Leopard Trek вместе с Тайлером Фарраром (Tyler Farrar) пересекали финишную черту в Ливорно. На следующий день команда Leopard Trek приняла решение сняться с многодневки – слишком невыносимым оказался груз, повисший на плечах гонщиков после потери товарища по команде.
Но решение о продолжении гонки уже было принято (хотя и далось оно организаторам нелегко). С тяжелым сердцем участники Джиро д’Италия выходили на старт 5-го этапа (Пьомбино (Piombino) — Орвието (Orvieto), 191 км), где их ждали участки знаменитых «белых дорог». Многие потом жаловались на то, что организаторы включили грунтовые дороги в маршрут «розовой гонки». В основном подобные высказывания можно было услышать из уст тех гонщиков, которые потеряли слишком много времени, как будто они не изучали роадбуки, и участки strade bianche явились для них откровением. Победитель этапа, Питер Веенинг (Pieter Weening), который попутно «раздел» Дэвида Миллара (David Millar), отобрав у британца розовую майку, тоже слегка посетовал на огромное количество пыли, осевшей в его легких. Но для гонщика RaboBank всё это было лишь ложкой дегтя в большой бочке меда – голландцу хватило терпения удержаться впереди на последнем подъеме, чтобы почувствовать сладкий вкус победы.
Несмотря на то, что высшие отметки небольших подъемов шестого этапа (Орвието (Orvieto) — Фьюджи Терме (Fiuggi Terme), 216 км) не превышали по абсолютной величине 450 метров, «рваный» характер рельефа не сулил участникам гонки легкой жизни даже на таком, казалось бы, несложном этапе. Неслучайно многие спринтеры во время Джиро д’Италия отпускали едкие замечания в сторону организаторов по поводу профилей, так называемых, «равнинных этапов», где суммарный набор высоты достигал порой 2 километров. Впрочем, в данном случае финиш во Фьюджи всё равно нельзя было назвать стопроцентно спринтерским – предшествующий заключительному пятикилометровому отрезку подъем обязательно должен был ударить по ногам «нежным» спринтерам – таким, как Кэвендиш, например. Так оно и случилось. Пелотон финишировал частями, а в авангарде Фран Вентозо (Fran Ventoso) смог вырвать победу у Але–Джета, которому, по его собственным словам, просто прихватило ноги после ускорения в подъем на самом финише.
Следующий, седьмой этап (Маддалони (Maddaloni) — Монтеверджине ди Меркольяно (Montevergine di Mercogliano), 110 км) наконец-то явил пред болельщицкие очи рельеф, мало-мальски похожий на тот, который и должен соответствовать высоким стандартам Джиро: финиш на Монтеверджине ди Меркольяно – это уже, что называется, «более вкусно».
Первым аппетит проснулся у Стефано Пирацци (Stefano Pirazzi), атаковавшего у подножия финального подъема. Забегая вперед, скажем, что отъезды гонщика Colnago – CSF Inox от основной группы станут одним из фирменных знаков нынешней Джиро д’Италия. А затем пришло время Барта Де Клерк (Bart De Clercq). Бельгийский гонщик Omega Pharma – Lotto атаковал, когда до финиша оставалось 8 километров. А основная группа (точнее говоря, то, что от нее осталось – поскольку «нежные» спринтеры выпали уже после протяга Пирацци) проявляла завидную самоуспокоенность. Гвардия Микеле Скарпони (Michele Scarponi), огромную помощь которому в подъемах, к слову, оказывал Алессандро Петакки, взвинтила темп на последних километрах, но, как говорится, поезд уже ушел. Скарпони остановился в полуметре от победы на этапе, а Де Клерк посвятил свой успех ушедшему из жизни несколько дней назад Воутеру Вейландту.
После финиша было заметно, что Микеле раздосадован. Казалось бы, стОит ли так переживать из-за каких-то считанных бонификационных секунд? Но Скарпони, словно, предчувствовал, что судьба многодневки и будет во многом определена этими «горсточками» из десятков секунд на разных этапах, которые надо было не лениться собирать в свою копилку. Справедливость этого утверждения Альберто Контадор (Alberto Contador) с успехом подтвердил днем позже.
Посмотрев на профиль восьмого этапа (Сапри (Sapri) — Тропеа (Tropea), 217 км), болельщики могли смело идти запасаться попкорном, чтобы не пропустить главные события, которые должны были развернуться на финише. Всё именно так и получилось, но с одним уточнением – вместо разборок спринтеров на последних километрах дистанции мы увидели борьбу Оскара Гатто (Oscar Gatto) с… Альберто Контадором (!) Надо ли говорить о том, что итальянец из Farnese Vini – Neri Sottoli слегка ошалел, когда, оглянувшись, увидел, кто из гонщиков ответил на его атаку. Многие задавались тогда вопросом – что это было? Демонстрация силы лидера Saxo Bank перед своими основными конкурентами? Стремление пополнить копилку общего зачета драгоценными бонусными секундами? Возможно, и то, и другое. Сам испанец ответил после финиша так: «Я хотел проверить свои ноги перед завтрашним этапом». Следующим пунктом в гоночном меню Анджело Дзоменьянf (Angelo Zomegnan) значился этап на Сицилии (Sicilia).
После 50 километров дистанции 9-го этапа (Мессина (Messina) — Этна (Etna),159 км) сформировался отрыв из 9 человек. В его состав вошли Ярослав Попович (Yaroslav Popovych), который был едва ли не самым активным и заметным гонщиком в составе RadioShack на прошедшей Джиро, Джованни Висконти (Giovanni Visconti) (Farnese Vini – Neri Sottoli), Микаэль Шерель (Mikael Cherel) (AG2R La Mondiale), Ян Бакелантс (Jan Bakelants) (Omega Pharma – Lotto), Алессандро Ванотти (Alessandro Vanotti) (Liquigas — Cannondale), Пабло Ластрас Гарсия (Pablo Lastras Garcia) (Movistar Team), Филиппо Савини (Filippo Savini) (Colnago – CSF Inox), Матиас Франк (Mathias Frank) (BMC Racing Team) и Хуан Оррач (Juan Horrach) («Катюша»).
За 13 километров до финиша на склоне древнего вулкана впереди оставалась четверка гонщиков – Ластрас, Висконти, Франк, Бейкеландтс. Их преимущество составляло около двух с половиной минут. По мере приближения к началу финального подъема разрыв между лидерами и группой фаворитов таял на глазах. Мы же пытались отыскать на кратковременных вертолетных планах, выхватывавших группу претендентов на высокие места в генерале, Дениса Меньшова. Денис был там, но только до определенного момента. Потом, после финиша, в интервью Меньшов скажет, что в тот день ему приходилось бороться не только с соперниками, но и с аллергией.
Тем временем, впереди атаковал Хосе Рухано (Jose Rujano). Венесуэльский гонщик Androni Giocattoli уходил всё дальше, а болельщики задавались вопросом – попробует ли кто-то из фаворитов гонки уехать от своих конкурентов. Ответ мы получили примерно за 6,5 километров до финиша, когда слово взял Альберто Контадор. Ускорение испанца на самом крутом участке подъема (позже Бьярне Риис (Bjarne Rijs) скажет, что такой сценарий был спланирован еще на утреннем совещании перед этапом) смог поддержать только Микеле Скарпони. Лучше бы итальянец этого не делал. Невооруженным глазом было видно, насколько легко танцует на педалях лидер Saxo Bank, и как «пробуксовывает» Микеле, ломая «пустыми» ногами более тяжелую передачу. А Контадор уезжал всё дальше и дальше. Поравнявшись с Рухано испанец жестом показал ему – мол, «давай, поработаем вместе», на что в ответ получил взгляд исподлобья: «в своем ли ты уме, Альберто? мне здоровье дороже». На том и порешили – Контадор взял Рухано на буксир, а за километр с небольшим до финиша сбросил венесуэльца с колеса, и первым пересек финишную черту. Приятным, но, как выяснилось потом, отнюдь не вожделенным бонусом стала для лидера Saxo Bank розовая майка лидера гонки.
Основные соперники Контадора финишировали через минуту. Это был удар. Нет, гонка еще не была проиграна в прямом смысле этого слова. Впереди еще были сложные этапы в Доломитах. Но, пожалуй, именно на Этне гонка была проиграна основными конкурентами Контадора, прежде всего, психологически. И тут дело даже не в том, что и Нибали, и Скарпони в своих интервью после окончания этапа признали превосходство испанца. Скорее всего, в тот момент они поняли, что вряд ли смогут что-либо противопоставить Контадору, а осознание собственной слабости иногда бьет сильнее, чем понимание силы соперника.
Топ-10 генеральной классификации после 9-го этапа:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 33:03:51
2. Kanstantsin Sivtsov (Blr) HTC-Highroad + 0:00:59
3. Christophe Le Mevel (Fra) Team Garmin-Cervelo + 0:01:19
4. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:01:21
5. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:01:28
6. David Arroyo Duran (Spa) Movistar Team + 0:01:37
7. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:01:41
8. Jose Rodolfo Serpa Perez (Col) Androni Giocattoli + 0:01:47
9. Dario Cataldo (Ita) Quickstep Cycling Team + 0:02:21
10. Matteo Carrara (Ita) Vacansoleil-DCM Pro Cycling Team + 0:02:21
После дня отдыха инициативу прибрали к своим рукам спринтеры. И на десятом этапе (Темоли (Termoli) — Терамо (Teramo), 159 км) случилось событие, о котором так много говорили в кругах велосипедной общественности. Марк Кэвендиш, наконец-то одержал свою победу на этапе нынешней Джиро. Не остановил Кэва даже небольшой уклон на последнем километре дистанции. Вторым линию финиша пересек Вентозо, третьим – Але–Джет, который потом жаловался на то, что он и Данило Хондо (Danilo Hondo) не вполне хорошо себя чувствовали после дня отдыха.
На профиле одиннадцатого этапа (Торторето (Tortoreto) — Кастельфидардо (Castelfidardo), 142 км) сложно было отыскать хотя бы один километр равнинного участка – постоянные, пусть и короткие и не крутые, подъемы и спуски. Атаковавший из группы на последнем подъеме Джон Гадре (John Gadret) взял этап, посвятив свою победу памяти Воутера Вейландта. Однако, главная интрига дня заключалась в том, что гонка могла получить нового лидера. Чуть ранее Кристоф Ле Мевель (Christophe Le Mével), находившийся в составе отрыва из 11 человек, имел все шансы возглавить общий зачет. Казалось бы, и сам Контадор, неоднократно повторявший, что Saxo Bank захватил лидерство в гонке слишком рано, не прочь был уступить розовое одеяние гонщику Garmin–Cervelo. Но Ле Мевель затратил слишком много сил, и в итоге розовая майка осталась на плечах ее прежнего владельца.
Двенадцатый этап (Кастельфидардо — Равенна (Ravenna), 184 км) должен был стать своеобразной чертой, за которой участников ждали суровые испытания тяжелыми горными этапами. Пока же генеральщики получили еще один день передышки, а для многих спринтеров этот этап являлся последней возможностью проявить себя, громко хлопнуть дверью на прощание – ведь еще до старта многодневки было известно, что, например, тот же Марк Кэвендиш закончит выступление на Джиро именно в Равенне. И, надо сказать, «хлопок дверью» Кэву удался – британец выиграл свой второй этап, и теперь с чистой совестью мог отправляться на заслуженный отдых. Вечный дуэлянт Кэва на этой Джиро, Алессандро Петакки, также решил прекратить борьбу после финиша 12-го этапа. Але-Джет предпочел не тратить силы на сверхсложные этапы в Доломитах в погоне за победой в очковой номинации, решив сосредоточить свое внимание на подготовке к июльскому Туру. Впрочем, имея в активе победу на этапе, и сполна отработав на лидера команды, Петакки, как никто другой, имел право отказаться от продолжения гонки. Кстати, этот факт остался незамеченным даже многоопытными комментаторами – видимо, за предыдущие этапы Але-Джет успел приучить всех к тому, что всегда будет находиться где-то рядом с Микеле Скарпони.
После яркого солнца итальянского побережья Австрия встретила гонщиков не очень приветливо – холодная и влажная погода явилась тем фоном, на котором развивались события тринадцатого этапа (Спилимберго (Spilimbergo) — Гросглокнер (Grossglockner), 167 км). Через четыре десятка километров после старта состав отрыва выглядел так: Висиозо, Роберт Кисерловски (Robert Kiserlovski), Хосе Сармьенто (Jose Sarmiento), Питер Веенинг (Pieter Weening), Карлос Састре (Carlos Sastre), Бронислав Самойлов (Bronislav Samoylov), Рафаэль Вальс (Rafael Valls), Альберто Лосада (Alberto Losada), Джозеф Льюис (Joseph Lewis), Ларс Петтер Нордхауг (Lars Petter Nordhaug), Андреа Ное (Andrea Noe), Джонни Хогерланд (Johnny Hoogerland), Ринальдо Ночентини (Rinaldo Nocentini), Кристоф Вандевалле (Kristof Vandewalle), Кэмерон Мейер (Cameron Meyer), Алессандро Спешиалетти (Alessandro Spezialetti).
Бронислав Самойлов взял две первых горных премии этапа, а на вершине третьей (Iselbergpass) вперед поехал Роберт Кисерловски. Преимущество гонщика «Астаны» росло как на дрожжах, и, основная группа, спохватившись, начала преследование, в основном, усилиями Euskaltel. Очевидно, что баски работали на Игора Антона (Igor Anton). Но справедливости ради надо отметить, что и гонщики Saxo Bank не халтурили, отсиживаясь за спинами других, и исправно сменяли басков в голове группы, чтобы возглавить преследование. За 20 километров до финиша преимущество Кисерловски над группой фаворитов составляло порядка 2 минут, и, начиная с этого момента, претенденты на генерал включились по-настоящему.
Подъем на Гроссглокнер (Grossglockner) начался под аккомпанемент моросящего дождя. Поначалу лидеры держались рядом. Первым инициативу, как и на этапе до Этны (Etna), проявил Хосе Рухано (Jose Rujano). Скарпони поехал вслед за венесуэльцем. Попробовал отъехать и Игор Антон. Контадор пока не торопился предпринимать никаких контратакующих действий, наблюдая за тем, как будут развиваться события. Скарпони сделал несколько попыток ускориться, но при этом постоянно оглядывался назад. Со стороны это выглядело так, что Микеле так и не преодолел последствия удара, нанесенного Контадором на Этне, и теперь вел гонку с оглядкой на действия El Pistolero. Испанец, напротив, в этой гонке чувствовал себя хозяином. Он, будто, знал заранее, когда и что ему нужно делать. И за 8 километров до вершины лидер Saxo Bank перебрался к Рухано и Скарпони. А потом произошло то, что мы уже видели на 9-м этапе. С видимой легкостью Контадор уехал от своих попутчиков. Скарпони снова рухнул в седло, выламывая тяжелую передачу. А Рухано пристроился к заднему колесу испанца, причем выглядел гонщик Androni Giocattoli явно свежее относительно самого себя образца сицилийского этапа.
Скарпони опустился в группу фаворитов, где к нашей радости был и Денис Меньшов, а «сладкая парочка» продолжала наращивать свое превосходство над преследователями. Иногда казалось, что Контадор и Рухано, словно, договорились между собой о том, какие передачи им использовать на различных участках подъема – настолько синхронными выглядели их движения. Скарпони вновь совершил ту же самую ошибку – затратив слишком много энергии в попытке ответить на рывок Контадора, в группе остальных претендентов он явно выглядел не самым лучшим образом. Пока Рухано и Контадор уверенно продолжали лидировать, позади «проснулись» гонщики AG2R. Убэр Дюпон (Hubert Dupont) и Джон Гадре (John Gadret), отделились от коллектива, в надежде зацепить место в призовой тройке этапа. Снова нащупал нужный ритм Антон, и стал понемногу перекладываться к дуэту французов. Картина этапа дополнилась последними штрихами – Контадор и Рухано вопрос о победителе этапа решили между собой еще на последнем километре дистанции, венесуэлец одержал долгожданную победу, а Контадор упрочил свое лидерство в генерале, Гадре и Дюпон финишировали один за другим, Антон замкнул первую пятерку, а группа фаворитов приехала через полторы минуты.
Топ-10 генеральной классификации после 13-го этапа:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 49:40:58
2. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:03:09
3. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:03:16
4. David Arroyo Duran (Spa) Movistar Team + 0:03:25
5. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:03:29
6. Kanstantsin Sivtsov (Blr) HTC-Highroad + 0:03:53
7. Igor Anton Hernandez (Spa) Euskaltel-Euskadi + 0:04:02
8. John Gadret (Fra) AG2R La Mondiale + 0:04:06
9. Matteo Carrara (Ita) Vacansoleil-DCM Pro Cycling Team + 0:04:35
10. Hubert Dupont (Fra) AG2R La Mondiale + 0:04:38
Что касается общей картины гонки, то после австрийского этапа всё боле отчетливо вырисовывалась перспектива напряженной борьбы за 2-е и 3-е места на итоговом подиуме. И, хотя все – и журналисты, и болельщики, и эксперты, и сами гонщики говорили о том, что самая сложная часть многодневки еще впереди, каждый, кто пытался спрогнозировать дальнейшее развитие событий, скорее всего, отдавал себе отчет в том, что если что-то и можно противопоставить лидерству Контадора, то делать это нужно на ближайших 2-3 этапах (хотя, горную разделку в этот список вряд ли стоило включать – очевидно, что много там не выиграешь, и не проиграешь), поскольку рассчитывать на то, что лидер Saxo Bank растеряет 3-минутное преимущество на предпоследнем этапе (с восхождением на Коль делль Финестре (Colle delle Finestre) и финишем на Сестриере (Sestrieres), и тем более, на заключительной разделке (протяженностью чуть более 30 километров), было немного легкомысленно.
Итальянские гонщики готовились дать бой испанцу на 14-м этапе (Лиенц (Lienz) — Монте Дзонколан (Monte Zoncolan), 172км), которого все ждали еще с момента объявления маршрута Джиро: упоминание связки Дзонколан – Кротис внушало ужас участникам многодневки и приводило в состояние экстаза многочисленную армию велоболельщиков. И, надо сказать, что даже несмотря на изменение маршрута этапа уже по ходу самой гонки, ожидания эти оправдались.
Началось всё с того, что поздно вечером накануне этапа организаторы под давлением судейского комитета Международного союза велосипедистов (UCI) вынуждены были перекроить маршрут, убрав технически сложный и опасный спуск с Монте Кростис (Monte Crostis), чем, безусловно, вызвали неудовольствие огромной толпы болельщиков, отправившихся в Оваро задолго до старта этапа. Возможно, кто-то из этих болельщиков в знак протеста и перекрыл дорогу на Туалис (Tualis) (подъем на который был предложен гонщикам в качестве альтернативы Кростису). Так или иначе, уже во время гонки стало известно, что дистанция будет сокращена на 20 километров, и гонщики начнут штурм «Кайзера» сразу из Оваро (Ovaro).
Перед началом подъема преимущество группы лидеров — Джанлука Брамбилла (Gianluca Brambilla), Маттео Работтини (Matteo Rabottini), Брам Танкинк (Bram Tankink) — составляло около 4 минут. Гонщики Liquigas устроили бешеный развоз у подножия Дзонколана. Здесь же можно было заметить и гвардию Скарпони. Контадор старался держаться рядом со своими главными соперниками. Белая майка Кройцигера периодически мелькала впереди. Антон и Меньшов также находились в голове группы. Едва гонщики преодолели первые километры подъема, группа значительно просеялась. Между тем, Liquigas продолжали удерживать инициативу в своих руках. Нибали был настроен решительно. Это было видно по суровому выражению его лица.
За 7 километров до вершины разрыв между Брамбиллой (а именно он теперь был впереди) и группой составлял 3 минуты. Изредка можно было наблюдать всплески активности у Хоакима Родригеса (Joaquim Rodriguez), когда под ногами каталонца оказывались участки с более крутым уклоном. Родригес же и попробовал отъехать первым из грандов. Контратаковал Кройцигер. Контадор вел себя тихо–мирно, предпочитая не высовываться раньше времени. И тут поехал вперед Антон. Через пару сотен метров ответил Контадор, и вскоре лидер Saxo Bank сумел переложиться к соотечественнику.
Танкинк добрал Брамбиллу, но оба ехали уже, скорее, поперек дороги. Тем временем, позади «выживали» Винченцо Нибали (Vincenzo Nibali), Скарпони и Рухано. Однако, Микеле где-то через полкилометра удалось «ожить» по-настоящему, потянув за собой еще и Нибали. А Роман Кройцигер (Roman Kreuziger) постепенно отставал. Антон, Родригес, Контадор и Скарпони уступали полторы минуты лидерам. Нибали с трудом пытался добрать группу фаворитов, а чуть позади итальянца находился Денис Меньшов.
За 6 километров до вершины Антон атаковал еще раз, уехав от своих попутчиков раз и навсегда. Нибали «умирал» и снова «воскресал». Контадор, решив поберечь силы, «действовал на нервы» лидеру Liquigas, двигаясь параллельным курсом. Скарпони сражался, как лев, и с соперниками, и с внезапно нарисовавшимися внешними обстоятельствами в виде слетевшей за пару километров до финиша цепи велосипеда.
Задымил один из мотоциклов, сопровождавших гонщиков, но Антон, который, по его же словам, боролся на этом адском подъеме, прежде всего, с самим собой, продолжал демонстрировать терпение и выдержку. Очень здорово выглядел Денис Меньшов – несмотря на то, что запредельные градиенты Дзонколана никак нельзя назвать его территорией, Денис сумел нащупать нужный ритм, и держал в поле зрения своих оппонентов.
Контадор снова не удержался от того, чтобы устроить демонстрацию своей силы, оторвавшись от Нибали перед самым финишем. Но, скорее всего, даже если бы двужильный El Pistolero взвинтил темп чуть раньше, он всё равно не смог бы в этот день одолеть Антона, который, одержав победу спустя полгода после своего падения на Вуэльте, в очередной раз доказал, что человек может, и обязан быть сильнее любых обстоятельств.
Первая пятерка финишировавших на вершине Дзонколана выглядела следующим образом: Антон, Контадор, Нибали, Скарпони, Меньшов.
Топ-10 генеральной классификации после 14-го этапа:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 54:45:45
2. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:03:20
3. Igor Anton Hernandez (Spa) Euskaltel-Euskadi + 0:03:21
4. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:04:06
5. John Gadret (Fra) AG2R La Mondiale + 0:05:23
6. Kanstantsin Sivtsov (Blr) HTC-Highroad + 0:05:37
7. Denis Menchov (Rus) Geox-TMC + 0:06:06
8. Hubert Dupont (Fra) AG2R La Mondiale + 0:06:12
9. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:06:40
10. David Arroyo Duran (Spa) Movistar Team + 0:06:43
События пятнадцатого этапа (Конельяно (Conegliano) — Гардеччья-Валь ди Фасса (Gardeccia-Val di Fassa, 229 км) Джиро д’Италия–2011 вполне могут послужить основой для сценария отдельного фильма. Один альпийский день вместил в себя множество сюжетных линий, каждая из которых явила нам своего героя. Но выделять кого-либо отдельно нет смысла, ибо все, кто сумел финишировать на Гардеччье, пусть и с отставанием, измерявшимся десятками минут – все они заслужили право называться героями. Пожалуй, этот этап стал квинтэссенцией всей Джиро д’Италия–2011, прямым доказательством утверждения Анджело Дзоменьяна (Angelo Zomegnan) о том, что «маршрут Гран тура должен быть построен таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между начинающим велолюбителем и профи». Эпический этап, проходивший через перевалы в Доломитах, в полной мере дал нам представление о том, «что подвластно велопрофи, и недосягаемо для обычного человека».
Действительно, как возможно, постоянно теряя контакт с группой в подъемах, раз за разом находить в себе силы возвращаться в гонку на спусках, как это удавалось делать Винченцо Нибали? Как возможно не проиграть слишком много на финише и удержаться в десятке сильнейших общего зачета, когда вы знаете, что последние 50 километров этапа вам предстоит проехать на спущенной передней трубке? А это и есть именно то, что удалось сделать Денису Меньшову.
Отрыв, который сформировался в начале этапа — Эмануэле Селла (Emanuele Sella), Кевин Зеелдрейерс (Kevin Seeldraeyers), Ярослав Попович, Джонни Хогерланд, Ян Бакелантс, Александр Кучинский (Aleksandr Kuschynski), Хавьер Арамендия (Javier Aramendia) – просуществовал 50 километров, и Селла успел взять Пьянкавалло, первый категорийный подъем. Затем беглецов настигла и поглотила группа в составе: Питер Веенинг, Карлос Састре, Данило Ди Луки, Стефано Гардзелли (Stefano Garzelli), Луис Пасамонтес (Luis Pasamontes), Стефано Пирацци (Stefano Pirazzi), Филипа Дейгнана (Philip Deignan), Альберто Лосада (Alberto Losada), Евгений Петров (Evgeni Petrov), Микель Ньеве (Mikel Nieve) и Йоханн Чопп (Johann Tschopp). В какой-то момент преимущество группы лидеров достигало почти 10 минут.
Пассо Чибьяна (Passo Cibiana) забрал Гардзелли. Теперь становилась понятной причина «молчания» Стефано, ушедшего в тень на предыдущих этапах – два года назад Гардзелли также выбрал именно тот этап, где разыгрывалась Чима Коппи, чтобы упрочить своё лидерство в горном зачете. Однако, первым отъехал от лидирующей группы вовсе не лидер Acqua & Sapone, а Джонни Хогерланд. Смелое восхождение гонщика Vacansoleil–DCM к заветной вершине Пассо Джау (Passo Giau) Гардзелли и Ньеве смогли остановить лишь на подходе к самой верхней точке. 37-летний итальянский ветеран взял Чима Коппи, и приступил к осуществлению своей следующей цели – победу на королевском этапе Джиро д’Италия можно смело поставить в один ряд, если не с выигрышем супермногодневки в целом, то, по крайней мере, с победой в одной из ее отдельных классификаций.
На вершине Джау преимущество итальянца над Ньеве составляло 45 секунд, Хогерланд уступал Гардзелли полторы минуты. Ди Лука и Селла проигрывали своему соотечественнику 1 минуту 44 секунды. Обстановка в группе фаворитов оставалась до поры до времени спокойной. Катализатором активности вновь, как и днем ранее, выступил лидер российской «Катюши», Хоаким Родригес. На пару с Давидом Арройо (David Arroyo) они двинулись вперед, вынудив Контадора сесть к ним вплотную. Примеру лидера Saxo Bank последовали Скарпони, Антон, Меньшов, Нибали и Кройцигер. На спуске Нибали, почувствовав себя в родной стихии, бросился вперед, сократив отставание от Гардзелли до 42 секунд. Примерно на середине подъема Пассо Федайя (Passo Fedaia) Контадор проверил своих попутчиков. В результате отбора вместе с испанцем остались Хосе Рухано (Jose Rujano) и Стивен Круйсвийк (Steven Kruijswijk), который, к слову, был заметен практически на всех горных этапах прошедшей Джиро. И тут «поплыл» Нибали — лидеру Liquigas аукнулся его стремительный спуск с Пассо Джау. Возможно, именно в этот момент Винченцо проиграл Микеле Скарпони борьбу за второе место на итоговом подиуме гонки.
Гардзелли также забрал горную премию и на вершине Пассо Федайя. До финиша — и заветной победы на королевском этапе — оставалось 28 километров. И здесь Стефано подрубило. Так же, как позади него, на крутом склоне Пассо Федайя подрубило Нибали. Один итальянец терял шансы взять этап, второй — драгоценные секунды в генеральной классификации, отыграть которые на следующих этапах представлялось очень сложной задачей. Ценой героических усилий Нибали снова удалось вернуться в группу претендентов на генерал, в то время как впереди Ньеве прошел Гардзелли, когда до финиша оставалось чуть менее 6 километров.
Затем последовала уже ставшая традиционной демонстрация силы в исполнении Контадора — испанец «привез» еще несколько десятков секунд всем своим оппонентам в борьбе за общий зачет, за исключением Микеле Скарпони.
Ньеве, как и его товарищ по команде днем ранее, дотерпел и выстрадал свою победу. Гардзелли финишировал вторым. Контадор пересек линию финиша третьим, всего в нескольких секундах впереди Скарпони. Гонщики провели в седле велосипедов более 7 часов. Достаточно было взглянуть на их лица после финиша, чтобы понять, насколько тяжел хлеб этих парней, и насколько адски тяжел тот вид спорта, которым они занимаются.
Топ-10 генеральной классификации после 15-го этапа:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 62:14:42
2. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:04:20
3. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:05:11
4. John Gadret (Fra) AG2R La Mondiale + 0:06:08
5. Mikel Nieve Ituralde (Spa) Euskaltel-Euskadi + 0:07:03
6. José Rujano Guillen (Ven) Androni Giocattoli + 0:08:39
7. Denis Menchov (Rus) Geox-TMC + 0:08:46
8. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:08:58
9. Joaquím Rodríguez Oliver (Spa) Katusha Team + 0:09:20
10. David Arroyo Duran (Spa) Movistar Team + 0:09:30
После тяжелейшего изнурительного этапа в Доломитовых Альпах участников Джиро д’Италия ждал день отдыха. Но он получился далеко не безоблачным. В понедельник утром как гром среди ясного неба грянула новость о трагической смерти Ксавьер «Чави» Тондо (Xavier Tondo). Разумеется, особенно тяжелым оказался этот удар для гонщиков Movistar. Однако, команда приняла решение продолжить свое участие в Джиро.
Шестнадцатый этап (Беллуно (Belluno) – Невегаль (Nevegal), ITT, 12.7 км) начался с минуты молчания в память о погибшем гонщике Movistar.
Особенность горной разделки до Невегаля заключалась в том, что ее характер нельзя было в полной мере назвать «горным» — профиль маршрута был таков, что от гонщиков требовалось одинаково хорошо пройти и первую часть по равнине, и непосредственно сам подъем. В этой связи стОит упомянуть о любопытном трюке, который применила российская «Катюша». Хоаким Родригес прошел первую часть на специальном разделочном велосипеде, а затем пересел на обычный шоссейный. Трудно сказать, насколько оправданным был такой шаг, но в итоге совершить прорыв в генеральной классификации Пурито не удалось. Да и вряд ли по итогам этой разделки можно было ожидать каких-либо серьезных перестановок в общем зачете гонки – на такой короткой дистанции набрать большое преимущество, равно как и много потерять относительно ближайших конкурентов, просто нереально.
Сильнее всех в этот день был Альберто Контадор, посвятивший победу памяти Чави Тондо. Винченцо Нибали уступил испанцу 34 секунды и занял второе место. Микеле Скарпони, проигравший своему соотечественнику 4 секунды, разместился на 3-й позиции.
Теперь генеральщики вновь могли взять паузу, отдав следующие три дня на откуп «охотникам» за этапами, чтобы сберечь силы для последнего горного этапа и заключительной разделки.
Семнадцатый этап (Фельтре (Feltre) — Тирано (Tirano), 230 км) запомнился болельщикам таким редким по нынешним временам явлением, как выживший отрыв. Ну и, конечно, запомнился он еще своим финалом, в котором Джованни Висконти (Giovanni Visconti), видимо, подзабыл, что UCI пока не разрешил использование приемов кулачного боя в велогонках. Гонщику Farnese Vini–Neri Sottoli не понравилось, что его более молодой соотечественник не проявил, по мнению Висконти, должного почтения перед чемпионом Италии, и дважды оттеснил его к ограждениям трассы. При этом Джованни в своей пламенной речи перед журналистами сразу после финиша, как-то забыл упомянуть о том, что, вообще-то, у него самого были и другие варианты для выбора траектории движения на финишной прямой. Судьи гонки трактовали этот инцидент как нарушение правил со стороны Висконти, и он был в итоге отправлен на третье место в итоговом протоколе. Победу отдали Диего Улисси (Diego Ulissi), а второе место – Пабло Ластрасу Гарсия (Pablo Lastras Garcia).
Победную серию итальянцев под занавес «розовой гонки» продолжили Эрос Капекки (Eros Capecchi) (Liquigas), одержавший победу на 18-м этапе (Морбеньо (Morbegno) — Сан Пеллегрино Терме (San Pellegrino Terme), 151 км), и Паоло Тиралонго (Paolo Tiralongo) («Астана»), финишировавший первым на 19-м этапе (Bergamo — Macugnaga, 209 км). Для Тиралонго подобный успех стал первым за долгие годы профессиональной карьеры.
На предпоследнем, двадцатом этапе (Вербания (Verbania) — Сестриере (Sestrieres), 242 км) гонщикам предстояло пройти заключительное испытание горными дорогами: всего два категорийных подъема, но зато какие это были подъемы – Коль делле Финестре (Colle delle Finestre) и Сестриере.
Отрыв из 11 гонщиков, в составе которого были Ярослав Попович, Эдуард Воргано (Eduard Vorganov) и Василий Кириенка (Vasil Kiryienka), к началу подъема на Финестре имел преимущество над основной группой порядка шести с половиной минут. Фавориты генеральной классификации подтянулись к голове группы, которую тянули гонщики Liquigas. Неугомонный Рухано снова попробовал уехать в одиночку, но «зеленая дружина» не отпустила его слишком далеко. Пока гонщики один за другим выпадали из группы, Василий Кириенка предпринял попытку атаки. И, надо сказать, что получилась она весьма удачной. Белорусский гонщик Movistar постепенно наращивал свое преимущество, не теряя темпа. Позади него претенденты на генеральный зачет вновь объединились в единую группу. Кириенка был первым на вершине Финестре, а во второй группе атаковал Родригес. К нему переложились Меньшов и Круйсвийк. Скарпони и Нибали это ускорение Пурито явно пришлось не по душе. Но, если Микеле еще смог как-то зацепиться, то у Нибали снова возникли проблемы того же рода, что он испытывал на этапе до Гардеччьи. Но спуск опять выручил «Акулу из пролива», позволив Винченцо вернуться в группу фаворитов.
Тем временем, лидировавший Василий Кириенка имел вполне комфортный запас времени. Рухано уступал ему около 4 минут, а компания генеральщиков — порядка 5 минут. За 10 километров до финиша Родригес атаковал вновь, и жертвой этого ускорения каталонца стал уставший Кройцигер. Рухано, сбросивший с колеса Карлоса Бетанкура (Carlos Betancur) за 5 километров до финишной черты, гарантировал себе второе место на этапе. Гадре и Меньшов в итоге отпустили Родригеса, а Нибали на финишном участке проиграл еще несколько секунд Скарпони.
Василий Кириенко первым пересек линию финиша, посвятив эту победу трагически погибшему несколько дней назад товарищу по команде.
Активные действия Хоакима Родригеса позволили ему значительно улучшить свои позиции в общем зачете гонки, а вот Денис Меньшов вынужден был уступить свое 7-е место Роману Кройцигеру.
Топ-10 генеральной классификации после 20-го этапа:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 83:34:25
2. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:05:18
3. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:06:14
4. John Gadret (Fra) AG2R La Mondiale + 0:07:49
5. Joaquím Rodríguez Oliver (Spa) Katusha Team + 0:09:27
6. José Rujano Guillen (Ven) Androni Giocattoli + 0:10:23
7. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:10:38
8. Denis Menchov (Rus) Geox-TMC + 0:10:51
9. Steven Kruijswijk (Ned) Rabobank Cycling Team + 0:12:56
10. Mikel Nieve Ituralde (Spa) Euskaltel-Euskadi + 0:12:57
Перед заключительной миланской разделкой (Милан (Milano), 26 км, ITT) практически все вопросы, касающиеся генеральной классификации гонки, были сняты с повестки дня. Дэвид Миллар вполне ожидаемо одержал победу, и итоговая таблица общего зачета приобрела свой окончательный вид.
Топ-10 итоговой генеральной классификации:
1. Alberto Contador Velasco (Spa) Saxo Bank Sungard 84:05:14
2. Michele Scarponi (Ita) Lampre — ISD + 0:06:10
3. Vincenzo Nibali (Ita) Liquigas-Cannondale + 0:06:56
4. John Gadret (Fra) AG2R La Mondiale + 0:10:04
5. Joaquím Rodríguez Oliver (Spa) Katusha Team + 0:11:05
6. Roman Kreuziger (Cze) Pro Team Astana + 0:11:28
7. José Rujano Guillen (Ven) Androni Giocattoli + 0:12:12
8. Denis Menchov (Rus) Geox-TMC + 0:12:18
9. Steven Kruijswijk (Ned) Rabobank Cycling Team + 0:13:51
10. Kanstantsin Sivtsov (Blr) HTC-Highroad + 0:14:10
Альберто Контадор, одержав свою вторую победу на Джиро д’Италия, имеет неплохие шансы повторить уникальное достижение великих гонщиков прошлого – сделать дубль Джиро + Тур де Франс. Баталии на дорогах Большой Петли начнутся совсем скоро. Стартующая в августе Вуэльта подведет итог Гран туров нынешнего сезона. Но все мы уже сейчас находимся в ожидании следующего издания «розовой гонки». Почему?
Возможно, потому, что ни на одной из многодневных гонок вы больше не найдете такого умопомрачительно сложного маршрута и таких великолепных декораций, какими являются изумительные по своей красоте итальянские пейзажи. Возможно, по той причине, что с итальянским Гран-туром у наших гонщиков сложились особые взаимоотношения: Евгений Берзин (Evgueni Berzin) одержал победу на Джиро д’Италия в 1994 году, Павел Тонков (Pavel Tonkov) – в 1996-м, а Денис Меньшов – в 2009-м. А может быть, просто потому, что, по меткому замечанию Анджело Дзоменьяна, «Тур де Франс – это крупнейшая гонка, а Джиро д’Италия – лучшая».
ЭТАП 1: 7 мая 2011: Venaria Reale — Torino (TTT), 19.3 км
1. HTC-Highroad
ЭТАП 2: 8 мая 2011: Alba — Parma, 244 км
1. PETACCHI Alessandro
ЭТАП 3: 9 мая 2011: Reggio Emilia — Rapallo, 173 км
1. VICIOSO ARCOS Angel
ЭТАП 4: 10 мая 2011: Genova Quarto dei Mille — Livorno, 216 км
——-
ЭТАП 5: 11 мая 2011: Piombino — Orvieto, 191 км
1. WEENING Pieter
ЭТАП 6: 12 мая 2011: Orvieto — Fiuggi Terme, 216 км
1. VENTOSO Francisco
ЭТАП 7: 13 мая 2011: Maddaloni — Montevergine di Mercogliano, 110 км
1. DE CLERCQ Bart
ЭТАП 8: 14 мая 2011: Sapri — Tropea, 217 км
1. GATTO Oscar
ЭТАП 9: 15 мая 2011: Messina — Etna 159 км
1. CONTADOR Alberto
ЭТАП 10: 17 мая 2011: Termoli — Teramo, 159 км
1. CAVENDISH Mark
ЭТАП 11: 18 мая 2011: Tortoreto — Castelfidardo, 142 км
1. GADRET John
ЭТАП 12: 19 мая 2011: Castelfidardo — Ravenna, 184 км
1. CAVENDISH Mark
ЭТАП 13: 20 мая 2011: Spilimbergo — Grossglockner, 167 км
1. RUJANO GUILLEN Jose
ЭТАП 14: 21 мая 2011: Lienz — Monte Zoncolan, 172 км
1. ANTON HERNANDEZ Igor
ЭТАП 15: 22 мая 2011: Conegliano — Gardeccia-Val di Fassa, 229 км
1. NIEVE ITURALDE Mikel
ЭТАП 16: 24 мая 2011: Belluno — Nevegal (ITT), 12.7 км
1. CONTADOR Alberto
ЭТАП 17: 25 мая 2011: Feltre — Tirano, 230 км
1. ULISSI Diego
ЭТАП 18: 26 мая 2011: Morbegno — San Pellegrino Terme, 151 км
1. CAPECCHI Eros
ЭТАП 19: 27 мая 2011: Bergamo — Macugnaga, 209 км
1. TIRALONGO Paolo
ЭТАП 20: 28 мая 2011: Verbania-Sestriere, 242 км
1. KIRYIENKA Vasili
ЭТАП 21: 29 мая 2011: Milano-Milano, 26 км (ITT)
1. MILLAR David
ФИНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
1. Alberto Contador (Spa) 84.05’14”
2. Michele Scarponi (Ita) 6’10”
3. Vincenzo Nibali (Ita) 6’56”
В феврале 2012 Арбитражный спортивный суд (CAS) дисквалифицировал Альберто Контадора на два года за применение кленбутерола на Тур де Франс-2010. Срок дисквалификации отсчитывался непосредственно с 2010 года, в гонки Контадо вернулся 5 августа 2012 года. Контадор буыл лишен всех титулов, которые были завоеваны им с момента нарушения андидопингового кодекса: таким образом, победителем Тура-2010 стал Энди Шлек, а победителем Джиро д’Италия-2011 – Микеле Скарпони.
ФИНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
1. Michele Scarponi (Ita) 6’10”
2. Vincenzo Nibali (Ita) 6’56”
3. John Gadret (Fra) 3’54”
Страницы истории велоспорта: Джиро д’Италия (Giro d’Italia) | ||||||||||||||
1909 | 1910 | 1911 | 1912 | 1913 | 1914 | 1919 | 1920 | 1921 | 1922 | 1923 | 1924 | 1925 | 1926 | 1927 |
1928 | 1929 | 1930 | 1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1946 | 1947 |
1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 |
1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 |
1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 |
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |