"СВО» - специальная валютная операция Банка России довела рубль до последней черты

Одного совещания с президентом Владимиром Путиным хватило, чтобы курс доллара упал на шесть рублей и нацвалюта начала укрепляться.

После экстренного совещания президента России Владимира Путина с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной, министром финансов Антоном Силуановым и экономического развития Максимом Решетниковым, помощником главы государства по экономическим вопросам Максимом Орешкиным, которое прошло накануне, рубль начал моментально укрепляться. Сегодня доллар стоит уже 94 рубля. И это при том, что даже резкое повышение ключевой ставки до 12%, не смогли остановить падение, когда российская валюта опустилась ниже 100 рублей за доллар и еще ниже по отношению к евро. Причем прогнозы аналитиков, что власть пойдет на крайние меры — ужесточение валютного контроля, не оправдались.

Власти решили пока не ужесточать валютный контроль и вводить ограничения на движение капитала, а экспортёры добровольно согласились увеличить продажи валютной выручки. Именно это стало предметом договоренностей участников экстренного совещания у Путина, сообщили «Ведомости» со ссылкой на свои источники.

Инсайдеры также сообщили, что правительству удалось в неформальном порядке договориться с экспортерами увеличить продажи валютной выручки. Как оказалось, правительство последние двое суток активно обсуждало ситуацию с крупнейшими российскими компаниями, пытаясь убедить их в том, что экспортные доходы необходимо возвращать в страну. Речь идет о компаниях, которые не связаны с энергетикой. В основном отказывались возвращать доходы в страну предприятия, производящие удобрения. И убедили: бизнес согласился в целом с доводами правительственных чиновников продавать больше выручки, уточнил источник издания.

Источники рассказали и о том, что участники экстренной встречи признались — ужесточение валютного контроля — это крайняя мера, способная влиять на курс рубля, однако она не может быть постоянной.

Участники встречи признали, что главной причиной падения рубля стала слишком мягкая денежная политика, которая привела к избыточному увеличению денежной массы. Набиуллина объяснила, почему Центробанк решил поднять ключевую ставку с 8,5 резко до 12%: слишком высоки были риски роста инфляции. Глава Банка России считает, что рубль можно «охладить», подняв ввозные пошлины, так как именно спрос на импорт и подогревает нацвалюту.

Действительно, о то, что ситуация с рублем непростая, говорили многие аналитики, причем давно. К примеру, финансовый аналитик Владимир Левченко утверждает, что прогнозировал нынешнюю катастрофу с рублем еще в 2022 году, когда «россиянин» начал падать. Эксперт пытался донести до представителей финансового сектора мысль, что обвал — долгосрочный тренд, а не временное явление. По словам Левченко тогда никто не прислушался к его словам, но сейчас, когда рубль упал больше, чем в два раза, уже стали осознавать горькую правду. Финансовый аналитик считает, что ЦБ РФ проводит свою «СВО — специальную валютную операцию, только в отличие от специальной военной операции чиновники Банка России не называют истинных целей своей »СВО».

«Мы все знаем аббревиатуру СВО — специальная военная операция. А вот у нашего Центробанка своя СВО — специальная валютная операция. А вот то, каких целей чиновники ЦБ собираются достичь, очень хотелось бы от них услышать», — сказал «Царьграду» Левченко.

Экономист Михаил Хазин высказал предположение, что рубль обрушен искусственно. Более того, «спецоперация» Банка России против рубля курировалась извне, тогда как для валютного кризиса нет никаких реальных фундаментальных экономических факторов, убежден аналитик.

 «В нашей стране ни с того ни с сего начался экономический рост. Это вызвало на Западе некоторое удивление, а потом и раздражение. Соответственно, было принято решение, что оптимальный вариант — сделать кредит запредельно дорогим. И была проделана некая операция», — поделился своим мнением эксперт.

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что рубль начал «дорожать», хотя никаких официальных решений еще не было принято, а только подняли тему в «верхах».

 «У нас доллар очень сильно привязан к риторике: скажет что-нибудь Путин или Набиуллина, и валюта может как упасть, так и вырасти», — цитирует NGS.ru мнение Остапковича.

Ранее помощник президента России Максим Орешкин обвинил Центральный банк России в падении курса рубля, связав это с мягкой денежно-кредитной политикой.