Доходы перевозчиков серьезно упали.
Накануне Росавиация в который раз продлила беспилотный режим в южных аэропортах, введенный с началом спецоперации на Украине. Впрочем, в связи с санкциями «отвалились» и многие международные направления. Авиакомпании переориентируются на внутренний рынок и оптимизируют штат, чтобы избежать потерь и остаться на плаву. Как это отражается на сотрудниках и, прежде всего, на бортпроводниках, рассказываем в откровенном интервью.
Елена несколько лет проработала бортпроводником в крупной компании. Девушка попросила изменить ее имя и ни в коем случае не упоминать название перевозчика, чтобы избежать проблем с работой. Сейчас их и так хватает. У бортпроводников выплаты зависят от часов налета, при определенном опыте допускают к международным перевозкам, где можно заработать большие деньги. Сейчас за удачу считается уже просто сохранить работу — или найти временные подработки.
— После введения европейскими странами санкций, у нашей авиакомпании сократились полеты. Компания международная, но мы перестали летать в многие страны. К тому же еще и техника в лизинге, лизингодатель хочет вернуть свое имущество, — рассказывает Елена.
Напомним, в марте этого года отечественные авиаперевозчики начали отменять международные рейсы из-за введения западных санкций на фоне спецоперации на Украине. Зарубежные компании стали арестовывать российские борта, полученные в лизинг. Поэтому в ближайшее время за рубеж продолжают летать или самолеты российского производства, или иностранного, но зарегистрированные в российском реестре до введения ограничительных мер. Перевозчики нашли способ заплатить за покупку, аренду и лизинг самолетов, а также отдельных частей лайнеров российской валютой. Сумма оплаты аренды должна конвертироваться из долларов в рубли по официальному курсу Банка России на день исполнения контракта. Но пойдут ли на это в итоге недружественные страны, пока неясно.
— Резко ограничилась карта полетов. Обслуживание самолетов в аэропортах при этом серьезно подорожало. Ценник возрос в три раза, работы же у авиакомпании стало меньше. Доходы авиакомпании сильно просели, и это отразилось на доходах сотрудников. С февраля по май наш отряд отправили в простой. Платили 2/3 от минимальной оплаты труда (МРОТ), зарплата была гроши, — продолжает Елена.
Из-за происходящего многие сотрудники стали искать подработки. В авиакомпании никого не увольняли, но некоторые начали увольняться сами, искать новые места.
— Сокращали только контрактников. С ними просто не продлевали договор. Но людям же надо за что-то жить. Никому никаких компенсаций не предлагали, а у многих — маленькие дети, родители пожилые, кредиты, ипотека, — объясняет Елена.
Сама она увольняться не стала и надеется, что все еще образуется. Но девушке все же пришлось найти вторую работу, чтобы сводить концы с концами. Елена говорит, что с июня в ее авиакомпании обещали, что будет много рейсов, правда, в какие направления, пока не сказали.
— Работы сейчас мало, это правда. Но я не хочу насовсем уходить. Это все-таки постоянная работа с полным соцпакетом. Какая-никакая стабильная. На земле сейчас не будет такой оплаты труда, как здесь. Да и работы особенно на земле для себя пока я не вижу. Поэтому придется потерпеть, — считает Елена.
В разных авиакомпаниях — разные требования к бортпроводникам, в том числе к внешним параметрам, возрасту, состоянию здоровья. «Старожилам» перейти из своей авиакомпании в другую не так просто.
— Если искать другую авиакомпанию, придется переезжать. В основном сейчас все завязано на Москву и Петербург, а там еще надо как-то устраиваться и жить. У нас в городе не так много перевозчиков, которые тут базируются. Люди привязаны к месту, у них тут родные, у детей — садики, школы. Мало кто хочет переезжать, перевозить семьи. Не так легко это сделать, — говорит Елена, — Конечно, есть авиакомпании, где все хорошо. И все хорошо было в пандемию. Например, тот же «Азимут». Они эксплуатируют «суперджеты», и поэтому сейчас с авиапарком у них проблем нет. Наоборот, сейчас даже работы прибавилось. Есть и другие авиакомпании, где работа сейчас идет стабильно и бесперебойно. Но там уже есть свои сотрудники.
По данным Росавиации, сейчас российские самолеты есть у восьми авиакомпаний: 67 «суперждетов» у а/к «Россия», по 15 — у «Азимута», Red Wings и «Ямала», 9 — у «Аэрофлота», 7 — у «ИрАэро», 4 — у «Якутии». Кроме того, у авиакомпаний есть Ан-24 и 26, а также Ту-204. Импортной техники больше всего в «Аэрофлоте», S7, «России», авиакомпаниях Utair и «Уральские Авиалинии». Ими планируется обходиться для перелетов. Если нужно за границу, то на помощь придут иностранные перевозчики. Часть стран не присоединились к санкциям и вполне могут возить туристов на курорты — речь идет о турецких, китайских, южнокорейских компаниях. В Сибири и на Дальнем Востоке теоретически на помощь могут прийти зарубежные азиатские компании.