Бийское ОАО «Дорожно-строительное управление № 1» (ДСУ-1), где долгое время проработал действующий врио регионального Минтранса Валерий Никитюк, встало на путь банкротства. Арбитраж ввел процедуру наблюдения на предприятии по иску омского предпринимателя, которому компания задолжала более 34,5 млн рублей за аренду техники. ДСУ-1 является одним из основных подрядчиком наукограда по ремонту дорог, но последний контракт на 47,8 млн рублей с ней уже расторгнут, причем полюбовно.

Ранее «Банкфакс» писал, что ДСУ-1 попало в арбитражный «переплет» в связи с многочисленными финансовыми претензиями контрагентов. Одна из них исходит от индивидуального предпринимателя из Омска Романа Власенко, который подал иск о банкротстве ОАО в апреле текущего года. 12 июля суд признал его требования обоснованными и ввел на предприятии процедуру наблюдения до 23 декабря. Временным управляющим утвержден Вадим Лемкаев.

Поводом для заявления стали 34,5 млн рублей, которые дорожная фирма задолжала ИП по договору аренды техники, в том числе строительной. Ранее эту сумму Власенко взыскал в судебном порядке, и решение устояло в апелляции и кассации. Кроме того, 12 июля Верховный суд РФ также отказал ДСУ-1 в пересмотре дела. Ко всему прочему, ранее суд также встал на сторону бизнесмена и обязал компанию вернуть ему все погрузчики, катки, бульдозеры и автомобили. Жалоба по этому делу также была отклонена. По имеющимся сведениям, данный факт практически лишает предприятие возможности вести дорожную деятельность.

Любопытно, что дорожно-строительное управление в ходе разбирательства утверждало, что договор аренду движимого имущества – это мнимая сделка. В компании заявили о фальсификации, ссылаясь на то, что бумаги подписывал бывший директор ОАО Александр Озерной после прекращения его полномочий в 2019 году с использованием поддельной печати. Для проверки этих сведений проходила судебная экспертиза. Что интересно, эксперты назвали невозможным установление точной даты нанесения оттиском печати ДСУ-1. Также компания называла именно Озерного собственником техники, коим он стал с октября 2018 года, уже будучи руководителем организации. Более того, в компании указали, что даты спорного договора аренды и других связанных с ним документов не соответствовали фактическим дням их подписания. Это было установлено в рамках некого уголовного расследования, говорится в судебном решении. Впрочем, эти возражения ответчика суд отклонил, поскольку ранее они были предметом исследования в других разбирательствах.

Как бы то ни было, теперь дорожно-строительное управление № 1 встало на первый этап в признании финансовой несостоятельности. Как выяснил арбитраж, у компании действительно серьезные проблемы с деньгами. По данным на май текущего года, долги перед кредиторами составляли 269,6 млн рублей, по кредитам и займам — 80,4 млн, по обязательным платежам (налоги и сборы) – 25 млн, дебиторская задолженность – 257 млн, долги по исполнительным листам – 37,2 млн (с учетом долга перед ИП Власенко), а также 7,3 млн долгов по зарплатам. По последним сведениям, штат предприятия насчитывает 89 сотрудников. Ранее прокуратура сообщала, что в судебном порядке  103 работникам удалось получить зарплату на сумму 7,5 млн рублей. При этом по итогам 2020 года выручка организации составляла 578 млн рублей, а прибыль – 493 тысячи рублей.

Между тем как сообщал Минтранс Алтайского края, в текущем году ДСУ-1 является одним из основных исполнителей в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». К примеру, в прошлом году власти наукограда заключили с организацией контракт по ремонту дороги и тротуара на улице Михаила Митрофанова почти на 47,9 млн рублей, большая часть из которых – средства краевого бюджета.

Как следует из данных портала Госзакупок, этот контракт уже расторгнут. Его исполнение должно быть завершено в сентябре текущего года. Однако на текущий момент было выполнено работ всего на 1,1 млн рублей. Вероятно, заминка произошла из-за проблем с техникой. Впрочем, несмотря на то, что бюджетные деньги, выделенные на ремонт дорог Бийска в 2021 году могут быть не освоены, что породит очередной бюджетный скандал в наукограде, городские чиновники никаких претензий к фирме не имеют. Ситуацию разрешили полюбовно и расторгли договор между муниципальным управлением капстроительства и ДСУ-1 в обоюдном порядке. В соглашении указано, что стороны отказываются от исполнения обязательств на 46,7 млн рублей и вопросов друг к другу не имеют. При этом обычно в таких ситуациях власти ведут себя иначе, начисляют неустойки и штрафы, обращаются к антимонопольщикам для внесения фирмы в список недобросовестных подрядчиков и т.п.

Более того, по всей видимости, руководство бийского дорожно-строительного управления обладает хорошими дипломатическими навыками, так как похожим образом в двустороннем порядке был расторгнут контракт с заказчиком на Урале о ремонте моста на 62,5 млн рублей. Из этой суммы компания успела освоить чуть более 55 млн рублей.

Таким образом, некогда успешное предприятие в скором времени рискует стать банкротом. О таких перспективах в том числе говорят долги ОАО на сотни миллионов рублей. При этом стоит напомнить, что ДСУ-1 в Алтайском крае является «кузницей кадров» для дорожной отрасли. Так, в 2018 году директором дорожно-строительного управления № 1 был Владимир Кучерук, а недавно он стал руководителем ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ». Другим показательным примером является действующий врио регионального Минтранса Валерий Никитюк, который долгое время был акционером общества, возглавлял его совет директоров и был замгендиректора по общим вопросам. В августе 2020 года по распоряжению губернатора Алтайского края Виктора Томенко Никитюк был назначен заместителем министра транспорта региона, начальником управления дорожного хозяйства. После неожиданной отставки Александра Дементьева и его уголовного дела он является временно исполняющим обязанности главы ведомства.