В России в 2021 году мошенники опробовали новые схемы обмана пользователей банков и соцсетей. Эксперты рассказали о том, какие новые схемы злоумышленников сейчас активно используют для обмана доверчивых граждан.

Житель Екатеринбурга перевел мошенникам 4,6 млн рублей

Уголовное дело возбудили в Екатеринбурге по факту крупного мошенничества в отношении местного жителя. 50-летний мужчина лишился 4,6 млн рублей. По словам потерпевшего, ему поступил звонок от «сотрудника банка».

В РФ работают новые схемы мошенничества, чего стоит опасаться в 2021 году

Злоумышленник убедил мужчину, что кто-то якобы пытается списать средства с его счета. Для обеспечения безопасности накоплений свердловчанину рекомендовали перевести деньги на «безопасные» счета. Мужчина совершил операции на 650 тыс. рублей. Об этом сообщает «ТагилСити.ру».

Через некоторое время местному жителю поступил звонок от имени правоохранительных органов. Собеседник убедил мужчину следовать инструкциям сотрудника банка. В дальнейшем мужчина оформил несколько кредитов и перевел средства на «безопасный» счет. Общий ущерб составил 4,6 млн рублей.

При обращении в полицию потерпевший указал, что на него было оказано психологическое давление. Уголовное дело возбуждено по статье «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». К сожалению это не первый и не последний случай в стране. Эксперты отмечают, что в России все чаще мошенники используют новые схемы.

Новые виды мошенничества в России в 2021 году

В РФ работают новые схемы мошенничества, чего стоит опасаться в 2021 году

  • Звонок от «оператора»

Мошенники представляются операторами популярных сотовых компаний, их цель — получить паспортные данные жертвы. Если пользователь отказывается предоставить информацию, фейковый оператор угрожает отключением связи. Полученные данные в дальнейшем могут использоваться для получения кредитов. Сценарий новой схемы, которую выявили специалисты Digital Security, опасен своей реалистичностью: жертва верит, что может лишиться связи.

Мошенники ссылаются на положения, в соответствии с которыми оператору необходимо проверить личность абонента, и начинают уверенно перечислять все те неудобства, с которыми может столкнуться человек, если сейчас же не предоставит информацию — необходимость личной явки в офис, заполнение документов, ограничение услуг связи или даже блокировка sim-карты.

Самые вероятные риски для жертвы, данными которой завладели, — на ее имя могут оформить микрокредит или фирму-однодневку.

  • Фиш-хейт

Group-IB раскрыла новую схему мошенничества, направленную на пользователей популярных социальных сетей.

Мошенник создает закрытый аккаунт в Instagram. По профилю видно, что аккаунт принадлежит девушке. Для привлечения внимания к своей странице мошенник оставляет оскорбительные комментарии к постам пользователей Instagram.

Доверчивые пользователи, заинтересовавшись, кто оставляет им подобные комментарии, пытаются выяснить личность недоброжелателя. Жертвы переходят по ссылке из профиля и вводят свои логин и пароль для аутентификации на подставном сайте, напоминающем популярные социальные сети. Таким образом, мошенник, используя методы социальной инженерии, получает контроль над аккаунтами невнимательных пользователей соцсетей.

Ссылка, которую оставляет злоумышленник на своей странице, напоминает уникальный ID пользователя соцсетей. А фишинговый контент доступен только при переходе по ссылке из поддельного профиля мошенника в Instagram.

Это интересно: по данным Group-IB, за 2021 год зарегистрировано 268 мошеннических профилей, из них 37 — в июле.

  • «Банкиры»-сказочники

Мошенники, которые звонят от лица банковских сотрудников, придумали новую легенду для обмана клиентов кредитных организаций.

Злоумышленники говорят, что на рассмотрении банка находится заявление о смене номера для получения пуш- и смс-уведомлений по карте. Таким образом они запугивают клиента для дальнейшего выуживания данных по «пластику» (номер, срок действия, имя держателя, CVV-код).

Полученная информация в дальнейшем используется для вывода денег с карты. Опасность заключается в продолжении беседы. Есть риски, что начнется что-то вроде «для отмены заявления назовите свое кодовое слово…».

Поэтому вне зависимости от контекста беседы, если не вы звонили, никаких данных называть нельзя. Если очень хочется, то узнать, по какому добавочному можно связаться с сотрудником для решения вопроса и перезвонить самостоятельно. Нельзя принимать возражения вроде «мы работаем только на исходящих звонках».

В крайнем случае надо не полениться дойти до отделения банка и прояснить ситуацию. Да, неудобно, но когда речь идет о сохранности денег, приоритет лучше отдать безопасности, чем удобству».

<!—