Новый механизм защиты прав отдыхающих предлагает правительство.
На днях очередная группа русских туристов застряла в Египте: самолет компании Azur Air, как нередко бывает в последнее время, оказался неисправен. А обязательный для таких случаев резервный борт явно отсутствовал: ожидание в Шарм-эш-Шейхе затянулось на 12 часов. Никаких денежных компенсаций за испорченный отдых люди не получили. В правительстве считают: чтобы бороться с подобными ситуациями отрасли требуется новый закон. В числе новаций — механизм эскроу-счетов: деньги отдыхающих предлагают переводить турфирмам только через три дня после благополучного возвращения путешественников.
Сейчас в России действует система финансовых гарантий, предусматривающая отчисления в резервный и персональной ответственности туроператора. Но она не позволяет туристу в случае банкротства туроператора получить какую-либо компенсацию или существенную часть оплаченного тура.
В Ростуризме намерены создать новую систему финансовых гарантий, которая обеспечит туристу в случае банкротства туроператора не только вывоз из другой страны, но и гарантированную фиксированную выплату.
Предлагается гарантировать возврат туристу до 40 тыс. руб. в случае банкротства туроператора.
Обсуждается размер выплаты в 40 тыс. р. на человека – средняя стоимость пакетного тура на массовое пляжное направление отдыха. Эта мера, в первую очередь, признана защитить людей с невысокими и средними доходами. Сегодня в случае ухода с рынка туроператора на массовых направлениях, турист получает максимум 5% от оплаченного тура. По новому законопроекту люди должны получать практически стопроцентную компенсацию.
Вариантов обеспечения этих выплат два. Первый: вместо фондов персональной ответственности, источником гарантированных выплат может стать фонд коллективной ответственности туроператоров. Взносы в него туроператор будет делать постепенно. Причем за каждого туриста, а не за тур.
По расчетам Ростуризма, чтобы в случае одновременного банкротства двух-трех туроператоров каждый турист смог гарантированно получить по 40 тыс. руб., в фонде коллективной ответственности должно быть примерно 5 млрд руб. Формирование такого фонда потребует от туроператоров выплачивать в него 250 руб. за поездку каждого туриста.
Оплата любых страховых рисков туроператорами так или иначе все равно ляжет на плечи самих отдыхающих.
Но расчеты эти предварительные. И данный механизм может привести к серьезному удорожанию туров. Поэтому в проекте закона предлагается другой вариант защиты интересов отдыхающих- ввести для туроператоров эскроу-счета.
На них в банк будут замораживать деньги туриста, и доступ к ним туроператор получит только в течение трех дней после того, как турист вернется с отдыха. А финансирование поездки будет вестись за счет средств туроператора или банковского кредита. В случае же, если туроператор не сможет выполнить свои обязательства, деньги с эскроу-счета возвращаются отдыхающему.
Есть в законопроекте и ряд других принципиальных новаций. Скажем, должно поменяться само определение туристического продукта. Им предлагают считать пакет с проживанием и любой другой услугой. Это позволит лучше защитить отдыхающих с юридической точки зрения.
Сегодня правовое поле дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором: не оформлять для этой деятельности страховки и не уплачивать взносы. То есть продавать, к примеру, гостиницу плюс экскурсию, в том числе по зарубежным направлениям.
Турист — это далеко не только тот, кто покупает у туоператора путевку.
Параллельно Ростуризм намерен продолжить разработку и реализацию механизмов по поддержке туристической отрасли России. Программа туристического кешбэка будет продлена: с 2022 года эта акция работает исключительно в межсезонье. Очередное окно продаж туристического кешбэка откроется 18 января. Забронировать поездку с 20% возвратом от ее стоимости на карту МИР можно будет до 12 апреля 2022 года. Отправиться в поездки — с 18 января и по 30 апреля.
В Ростуризме прорабатывают и вопрос налоговой нагрузки на отрасль. В России один из самых высоких в мире НДС для гостинично-туристической отрасли. Ведомство предлагает снизить НДС с нынешних 20% до 7%.
Также обсуждается отмена НДС за туры по внутренним направлениям. Сегодня, если туроператор формирует турпродукты по зарубежным направлениям, это проходит как экспортный товар и ставка НДС на него нулевая. Однако при формировании тура внутри страны, НДС уже составляет 20%.
Кроме того, для отелей будет разрешен невозвратный тариф: с его помощью гостиницы по аналогии с транспортными копаниями смогут предлагать услуги по минимальным ценам.
Для экономики России рост оборот туристической отрасли имеет стратегическое значение. В 2021 году наши туристы потратили внутри страны и за рубежом 2,5 трлн. (в 2019 -м — 3,7 трлн руб.) Для сравнения – за три года (с 2021 по 2023) бюджет России вложит в экономику страны в рамках федеральной адресной инвестиционной программы 2,7 трлн руб.
Ежегодные траты россиян на отдых соотносимы с бюджетом небольшой страны.
Но насколько предлагаемый законопроект поможет изменить ситуацию к лучшему? Реально защитит интересы туристов и стимулирует отечественный бизнес активнее работать в данной сфере? «Блокнот» попросил прокомментировать ситуацию одного из ведущих федеральных экспертов в сфере туризма, члена Русского географического общества Николая Корзона.
— Прежде всего, надо задаться вопросом: а нужен ли вообще этот «базовый закон»? Скажем, закона о риэлторах у нас нет. Как и закона о строителях. Но мы находим механизмы стимулирования этих отраслей, защиты интересов тех же дольщиков. Так и с туризмом. На сегодня есть достаточное количество законов, которые позволяют защитить интересы наших путешественников. Взять те же задержки рейсов. У нас есть транспортная прокуратура, Росавиация, Росаваинадзор. У них достаточно инструментов, чтобы воздействовать на перевозчиков, которые из-за постоянных технических проблем часами держат людей в аэропортах, не предоставляют резервный борт. Более того, в конечном итоге, массовые задержки рейсов по техническим причинам – это «звоночки» об общем состоянии авиапарка. И они могут привести к более чем опасной ситуации в воздухе. Но делают ли надзорные ведомства что-то реальное для защиты интересов пассажиров? Налицо только рост подобных случаев. Проблема в бездействии, а не в отсутствии закона, — рассказал Николай Корзон.
По его мнению, само появление документа – дань чиновников новому нацпроекту в сфере туризма. Мол, надо же демонстрировать активную деятельность.
Николай Корзон (слева) знает проблемы туризма и как эксперт, и как активный путешественник за рубежом и внутри страны.
— Кто за пределами РФ будет соблюдать наш закон о туризме? Как иностранные компании принимающие будут нас обслуживать без денег? Под честное слово? Как чиновники представляют такой процесс? А если турфирмы обяжут брать для выплат кредиты, сложно даже прогнозировать к какому росту цен это может привести. В конечном итоге, любая дополнительная нагрузка все равно будет перекладываться на плечи тех, кто покупает туры, — уверен Николай Корзон.
По его словам, документ это «безумное безумие».
— Отписка, чтобы выполнить поручение президента. Лучше ведь предложить что-то, отчитаться, потом рассматривать, изображать бурную деятельность. Те варианты, которые предлагаются в документе, напоминают мне конкурс «на самую коротко ампутированную конечность», — говорит эксперт.
По его мнению, решать проблемы отрасли надо повышая общий уровень развития экономики и благосостояния граждан. А уже сами граждане должны принимать меры по страхованию рисков во время путешествия.
— Нельзя в законе предусмотреть все возможные ситуации. Скажем, сейчас в Европе спускают на воду уникальные круизные судна, стоимостью в миллиарды долларов. Но из экономии нанимают на них персонал из Юго-Восточной Азии. То есть, и в таком туре далеко не все может оказаться идеально, — объясняет Корзон.
Более того, важно создать для россиян качественную индустрию туризма внутреннего, а не сосредотачиваться на пляжных путешествиях за рубеж – в нашей стране слишком малое количество граждан вообще имеет зарубежные паспорта.
Николай Корзон уверен, что главная проблема не в отсутствии закона о туризме, а в том, что чиновники неэффективно используют имеющиеся у них инструменты.
— 75% французов до пандемии отдыхали во Франции. В Альпах и на лазурном берегу. И все, что они доставали из кошелька – оставалось внутри страны.
В 2021 году россияне, выбравшие отдыха за рубежом, снова столкнулись с целым рядом серьезных проблем. Скажем, в мае Россия отменила авиасообщение с Турцией. А вылететь должно было порядка 600 тыс. человек. В результате, Ростуризм был вынужден проработать порядок возврата денег за аннулированные туры.
К тому же нередко проблемы в путешествиях возникают не по вине туроператоров, принимающей стороны или Ростуризма. Сами путешествующие также становятся причиной экстренных ситуаций. В июле пассажир рейса авиакомпании «Россия», который должен был вылететь из Шереметьево в турецкую Анталью, открыл люк аварийного выхода — с последующим выпуском надувного трапа. Как он объяснил, из-за духоты и невыносимой жары в салоне.