Профессор Анатолий Альтштейн признался, что в природе коронавируса есть неизвестный науке механизм.
Мир уже третий год живет с COVID-19, однако до сих пор нет полной ясности ни с течением болезни, ни с ее осложнениями, ни с появлением новых штаммов. Одним словом, ковид как был загадкой для человечества, так и продолжает скрывать свои тайны, преподнося «сюрпризы». Неизвестные науке механизмы, скрытые в природе коронавируса отметил и главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн. Как сказал ученый, главной загадкой для него является то, почему эпидемия вируса идет на спад.
«Для меня его главная загадка — почему в какой-то момент кривая заболеваемости вдруг идет на спад? Почему она поднимается, понятно — это эпидемический процесс: вирус находит чувствительного хозяина и распространяется. Но почему происходит спад волны заболеваемости?», — признался «Известиям» академик.
Ученый предположил, что должен быть какой-то механизм, который и снижает заразность вируса на каком-то этапе. К примеру, это может происходить, когда вирус быстро размножается. В этот период геном повреждается нейтральными и вредными мутациями, которые и снижают его способность заражать всех вокруг. В такие периоды кривая заболеваемости идет вниз, но потом появляется новый штамм, и уже он «поднимает» очередную волну.
«Это не общепринятая точка зрения, но я не вижу иной причины для немотивированного снижения заболеваемости. Иммунологическое объяснение представляется мне неубедительным. Мы наблюдаем уже четвертую волну эпидемии, и этот пока что не очень понятный для нас механизм исправно действует», — сказал Альтштейн.
В качестве доказательства ученый привел ситуацию в ряде стран, где в настоящее время наблюдается спад заболеваемости ковидом. При этом спад происходит только в тех странах, в которых новый штамм «омикрон» вызвал волну в ноябре-декабре.
Анатолий Альтштейн
В январе в России количество заражение «дельтой» резко пошло вниз, а вот «омикроном» — вверх, причем кривая заболеваемости продолжает расти, отмечает вирусолог. В начале феврале будет месяц, как Россия находится на подъеме по количеству заболевший. Как показала ситуация в Великобритании и США с «омикроном», 30 дней – это обычно максимальный срок для данного штамма. Соответственно, в начале февраля в России должен произойти спад заболеваемости, считает Альтштейн. Но вот сколько времени в целом эпидемия будет держаться на высоком уровне, тоже загадка, которую ученые пока не могут разгадать, сказал вирусолог.
На днях известный российский иммунолог Николай Крючков дал прогноз о тяжести новой волны коронавируса, которая будет связана с распространением штамма «омикрон». Эксперт отметил, что из-за низкого коллективного иммунитета в России количество смертей и заражений будет даже больше, чем при распространении «дельта»-штамма.
11 января в ходе заседания координационного совета по борьбе с коронавирусом глава Роспотребнадзора Анна Попова высказала предположение, что при пессимистичном сценарии количество суточных заражений «омикроном» в России может вырасти до 100 тысяч человек.
А известный иммунолог Владимир Болибок вынужден был констатировать: вирус настолько заразен, что система здравоохранения любого государства при его распространении испытает шок.
«До сих пор у нас такой заразности не было ни разу. Корь считалась самым заразным заболеванием, но «омикрон» в этом отношении превзошел даже ее. В связи с этим совершенно колоссальное количество одномоментно заразившихся», — рассказал врач «Москве 24».