Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошел архитектором.
Также 28 июня День российского букмекера и День страхования, а также в этот день в 1712 году в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I на воду спущен первый линейный корабль, построенный в Главном адмиралтействе для Балтийского флота, а в 1944 году был освобожден от финских захватчиков город Петрозаводск — столица Карело-Финской ССР.
Подробнее поговорим об умершем в этот день архитекторе Осипе Бове, который восстанавливал Москву после пожаров 1812 года. Осип Иванович Бове (1784-1834) — российский архитектор итальянского происхождения. Бове знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Творил Бове преимущественно в стиле классицизма.
Осип Бове родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать — Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.
Архитектурное образование Бове получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлевского строения у Ф. Кампорези. На службу он поступил в 1801 году, состоял архитектором при кремлевской экспедиции и затем в комиссии строений; работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери.
Московский пожар 1812 года
В период со 2 (14) по 6 (18) сентября 1812 года во время оккупации Москвы французскими войсками в городе возник сильный пожар. Он охватил практически весь Земляной и Белый города, а также значительные территории на окраинах города, уничтожив три четверти деревянных построек.
Специалисты рассматривают несколько основных версий сентябрьских событий. По официальной версии царского правительства пожар был вызван действиями оккупантов. Однако, известно, что приказ о поджоге некоторых казенных складов и судов отдал Федор Ростопчин. Пожар 1812 года стал одним из самых крупных городских возгораний в России XIX века.
В пожаре сгорели две трети городских построек, в том числе здание Московского университета, богатая библиотека Дмитрия Бутурлина, Арбатский театр. Воспитательный дом, расположенный рядом с одним из центров пожара, тушили солдаты во главе с генералом Иваном Тутолминым. Тем не менее, в городе сохранилось несколько исторических сооружений, например, самое древнее гражданское строение за пределами Кремля — Английский двор XV века, самое старое «многоэтажное здание» города — сушило Симонова монастыря, городской дом градоначальника также остался цел.
Пожар уничтожил: 6496 из 9151 жилого дома, а всего 6584 деревянных и 2567 каменных домов; 8251 лавку/склад и подобное строение; 122 из 329 храмов (без учета разграбленных). При возгорании были также утрачены некоторые ценные документы и культурные памятники, например, список «Слова о полку Игореве» из коллекции графа Алексея Мусина-Пушкина и Троицкая летопись. Общий ущерб, нанесенный городу и его жителям, оценивается историками в 320 миллионов рублей.
В апреле 1813 года в составе анонимного сочинения «Русские и Наполеон Бонапарте…», предполагаемым автором которого считается Александр Булгаков, был опубликован план разоренной Москвы. Карта, как и другие источники того периода, несколько преувеличивала масштаб потерь. Так, Большая Никитская улица отмечена как полностью уничтоженная, однако в реальности на ней сохранились ряд усадеб и французский театр. В Москве осталось некоторое количество строений, в которых на протяжении оккупации квартировала французская армия.
После полученных разрушений город восстанавливался более двадцати лет. В феврале 1813 года Александр I учредил Комиссию для строения в Москве, упраздненную лишь спустя тридцать лет. Во главе Комиссии был поставлен Федор Ростопчин, за архитектурное отделение отвечал Осип Бове, за инженерное — Егор Челиев. Помимо них, в восстановлении города приняли участие архитекторы Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев и другие.
Первый «Прожектированный план для урегулирования некоторых частей столичного города Москвы» архитектора Вильяма Гесте был передан из Санкт-Петербурга в 1813 году, его отклонили, поскольку он не имел четкого центра и плохо соединялся с главными улицами города. Второй, коллективно составленный план был утвержден только в 1817 году.
Бове отвечал за гармоничность облика послепожарной Москвы, в его ведении стояла «фасадническая» часть восстановительных работ. Задолго до введения в городе должности главного архитектора Бове был человеком, чье положение фактически ему соответствовало. В 1813—1814 годах под его руководством была проведена реконструкция Красной площади, а также разрушенных кремлевских башен и стен, у которых в 1821—1822 годах разбили Александровский сад в память о победе над Наполеоном. Согласно новому плану, Кремль должен был быть окружен кольцом площадей, одной из основных являлась Болотная.
Участие Бове в восстановлении Москвы
Во время Отечественной войны Бове служил корнетом Иркутского гусарского полка. В 1813 году он вернулся на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошел архитектором четвертого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части.
В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасаднической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утвержденного в 1817 году генерального плана Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.
В 1816 году Бове получил звание архитектора от совета Императорской Академии художеств, перешел в православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой, урожденной Гурьевой. В том же году Бове подал в Императорскую Академию художеств прошение о присвоении ему звания академика архитектуры. Академия дала архитектору задание спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Однако порученного задания Бове по какой-то причине не выполнил, и искомое звание присуждено ему не было.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлевский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; переработанный проект А. А. Михайлова). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828—1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.
До сих пор Москва во многом имеет архитектурный вид, о котором позаботился в свое время российский архитектор итальянского происхождения Осип Бове. Он по-настоящему любил Россию и вкладывал свой талант в ее будущее.