По словам инфекциониста Евгения Тимакова, изменения вируса возникают, когда ему приходится долго уворачиваться от иммунных ловушек.
Врач-инфекционист Евгений Тимаков рассказал о том, как возникают те самые мутации коронавируса, которыми в последнее время так пугают людей СМИ. Например, «британская» версия COVID-19, которая активно распространяется по Европе и, по некоторым данным, на 70% более заразна, чем «обычный» ковид.
Коронавирус мутирует, когда взаимодействует с различными иммунными процессами в человеческом организме, — и чем дольше длится это взаимодействие, тем выше шансы на возникновение жизнеспособного мутанта. «Лабораториями» для этих экспериментов становятся пациенты, которые болеют COVID-19 очень долго, поскольку их иммунитет очень слаб.
Тимаков напомнил, что зафиксированы случаи, когда SARS-CoV-2 оставался в человеческом организме до трех месяцев после постановки диагноза. «Эти люди являются источником мутации коронавирусной инфекции, потому что у них долго коронавирус обходит иммунные различные процессы в организме и выживает тот, который обойдет все ловушки», — пояснил инфекционист.
Глава научного Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург сообщил, что они с коллегами разрабатывают технологию быстрого создания новых вакцин с учетом мутаций коронавируса. «В настоящий момент в институте разрабатывается технология, которая должна позволить очень быстро, эффективно создавать вакцинные препараты, если данный возбудитель начнет быстро изменяться», — заявил он.
Ранее профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова заявила, что применение препаратов, которые должны подавить вирус и помешать его размножению, а также лечение пациентов с помощью плазмы с антителами способствуют быстрой мутации SARS-CoV-2.
«Например, фавипиравир, известный в России как «Арепливир», «Коронавир» и т.д. или «Ремседевир», который применяют в Англии, способствует получению «испорченных», мутировавших вариантов вируса. В массе своей они нежизнеспособные хиляки, а некоторые могут оказаться перспективным материалом для вирусной эволюции. Потом добавим конвалесцентую сыворотку, хиляков и стандартные неповрежденные вирусы выбьем, а перспективные мутанты останутся и «пойдут в мир», — предупредила биолог.
Тот же Евгений Тимаков, комментируя появление «британской» мутации коронавируса, говорил: «Все вирусы постоянно мутируют, и коронавирус не исключение. Но у него эти мутации не такие выраженные, не такие значительные в плане изменения его генома. Но они меняют свойства вируса».
По его словам, вирус претерпевает такие трансформации, которые позволят ему в будущем стать менее опасным, но более навязчивым. «Со временем, через пять-семь лет коронавирусная инфекция видоизменится в любом случае. Она будет больше передаваться, будет более контагиозной, но при этом меньше будет вызывать осложнений», — спрогнозировал инфекционист.
Популярный российский телеведущий Александр Мясников, говоря о мутациях коронавируса, пояснил, что изменения SARS-CoV-2 делают его более заразным, но менее опасным, так как он «теряет силу».